Становление и развитие Национальной системы квалификаций в Красноярском крае

Галина ЗАЙЦЕВА, начальник отдела развития квалификаций Красноярского краевого центра профориентации и развития квалификаций; Елена СОЧНЕВА, эксперт отдела развития квалификаций Красноярского краевого центра профориентации и развития квалификаций

недрение Национальной системы квалификаций (НСК) — одно из самых значимых событий, происходящих в социально-трудовой сфере России. Тема является объектом дискуссий и рассуждений, и анализ причин и побудительных мотивов перехода к этой системе вызывает интерес. В фокусе анализа все элементы НСК: профессиональные стандарты, независимая оценка квалификаций, профессионально-общественная аккредитация. Ведь именно квалификация существующих трудовых ресурсов влияет на формирование человеческого капитала в экономике и служит основным фактором ее конкурентоспособности. Сегодня стало очевидным, что в экономике существует дисбаланс между профессионально-квалификационными характеристиками работников и требованиями, предъявляемыми к ним работодателями. Именно НСК является инструментом решения проблемы подготовки работников в соответствии с запросами реального сектора экономики.

В 2016 году Красноярский край вошел в список пилотных регионов, определенных Национальным советом при Президенте РФ по профессиональным квалификациям для апробации модели внедрения НСК на региональном уровне. Это связано с тем, что в крае, в отличие от других регионов России, органы исполнительной власти активно включились в эту работу. Ведь именно НСК дает предпринимательскому сообществу инструменты влияния на рынок труда и рынок образовательных услуг для подготовки и получения специалистов необходимой квалификации.

Инициатором организации внедрения НСК в регионе выступил Союз промышленников и предпринимателей Красноярского края (СППКК). Координатором деятельности по развитию НСК в крае является агентство труда и занятости населения Красноярского края, информационно-методическое сопровождение возложено на Региональный методический центр (РМЦ) Красноярского краевого центра профориентации и развития квалификаций, являющийся представительством Национального агентства развития квалификаций (НАРК) в нашем крае.

В настоящее время Красноярский край как промышленно развитый регион активно включился в работу по внедрению Национальной системы квалификаций.

РМЦ является механизмом реализации системы и осуществляет свою работу по всем четырем направлениям НСК. Ключевым элементом НСК, безусловно, является профессиональный стандарт. Напомним, что профессиональный стандарт — это нормативно-правовой акт, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты РФ и зарегистрированный в Министерстве юстиции, в котором содержатся         все актуальные требования к квалификации работника. В рамках внедрения профстандартов в регионе ведется работа с предприятиями и организациями различных отраслей, но особое внимание уделяется государственным учреждениям и госкорпорациям. Известно, что профессиональные стандарты в таких организациях в соответствии  с Постановлением Правительства РФ от 27 июня 2016 года № 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности» (далее — Постановление) должны быть внедрены до 1 января 2020 года.

Для государственных учреждений уже сегодня, в соответствии с данным Постановлением, должны быть подготовлены планы по организации применения профессиональных стандартов, включающие в себя в том числе:

а) список профессиональных стандартов, подлежащих применению;

б) сведения о потребности в профессиональном образовании, профессиональном обучении и (или) дополнительном профессиональном образовании работников, полученные на основе анализа квалификационных требований, содержащихся в профессиональных стандартах, и кадрового состава организаций, указанных в абзаце первом настоящего пункта, и о проведении соответствующих мероприятий по образованию и обучению в установленном порядке;

в) этапы применения профессиональных стандартов;

г) перечень локальных нормативных актов и других документов организаций, в том числе по вопросам аттестации, сертификации и других форм оценки квалификации работников, подлежащих изменению в связи с учетом положений профессиональных стандартов, подлежащих применению.

Сегодня РМЦ осуществляет полное сопровождение процесса внедрения профстандартов, включая организационную, методическую, консультационную и нормативно-правовую поддержку.

Так, РМЦ разработал типовой план перехода на профессиональные стандарты и формы документов, которые необходимо иметь в наличии государственным учреждениям и госкорпорациям в соответствии с указанным выше Постановлением. Эти материалы основаны на существующем законодательстве, разъяснительной информации Министерства труда и социальной защиты России и Национального агентства развития квалификаций. Данные материалы размещены в открытом доступе на сайте РМЦ (www.kcp24.ru). Совершенно бесплатные консультации по внедрению профессиональных стандартов может получить любая организация. Консультации проводятся еженедельно, запись осуществляется по телефону 8 (391) 265-78-21. Представители предприятий (организаций) приходят как на первичные консультации, так и уже с конкретными вопросами по внедрению профессиональных стандартов. Также они приносят проекты документов, локальных нормативно-правовых актов, которые эксперты РМЦ помогают окончательно доработать и, при необходимости, дают все разъяснения и проводят полное сопровождение при внедрении.

Начиная с марта этого года такие консультации посетило более 420 человек — представителей предприятий и организаций. Это организации социальной защиты населения, центры занятости, учреждения образования, здравоохранения и другие. Среди государственных (муниципальных) унитарных предприятий большую активность по внедрению профессиональных стандартов проявляют предприятия сферы жилищно-коммунального хозяйства.

В июле на базе агентства труда и занятости населения Красноярского края состоялась встреча с учредителями государственных учреждений и унитарных предприятий, в результате которой были намечены конструктивные шаги по внедрению профессиональных стандартов.

Так, были определены этапы работы учредителя с подшефными учреждениями. На первом этапе такой работы необходима финансовая поддержка от учредителя для обучения работников с целью приведения в соответствие их квалификационных характеристик требованиям профессиональных стандартов. На этом же этапе нужно совместно с учреждением внести изменения в штатные расписания подведомственных организаций в связи с соблюдением статьи 57 ТК РФ. Напомним, в данной статье говорится о том, что если определенный вид деятельности предполагает наличие льгот и компенсаций, то наименование должности должно соответствовать профессиональному стандарту в случае, если таковой утвержден. На втором этапе учредителям предстоит более кардинально менять штатное расписание, разрабатывать новые должностные инструкции, а в некоторых случаях корректировать сам процесс оказания услуги или выполнения работы. Кроме того, в перспективе на плечи учредителя ляжет обязанность изменения (или создания нового) положения об оплате труда и критериев эффективности деятельности работников. Таким образом, для всех предстоит большая и очень интересная работа.

На сегодняшний день большинство государственных учреждений и предприятий с государственной собственностью создали базу, необходимую для перехода на профессиональные стандарты, включающие все элементы, установленные упомянутым выше Постановлением. Многие государственные учреждения региона совместно с РМЦ подготовили конкретные предложения для учредителя по реорганизации необходимой локальной нормативно-правовой документации, остальные работают над этим.

При внедрении профстандартов неизбежно возникают отдельные проблемы текущего характера, однако РМЦ совместно со всеми заинтересованными сторонами анализирует возникающие спорные правовые ситуации, аккумулирует их и обращается с запросами в соответствующие надзорные органы государственной власти. На сегодняшний день РМЦ получил более десяти различных разъяснений от Министерства труда и социальной защиты, ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России, Национального агентства развития квалификаций, советов по профессиональным квалификациям, Министерства образования и науки РФ и других учреждений. Хочется отметить, что неразрешимых проблем при внедрении профстандартов нет, есть отдельные нестыковки, которые решаются путем совместной работы организации и РМЦ по формированию запросов и реализации получаемых рекомендаций.

К существенным проблемам внедрения профессиональных стандартов относятся следующие. Во-первых, в настоящее время не все профессиональные стандарты готовы, а переводить предприятие (организацию) на профессиональные стандарты частично нецелесообразно в связи с необходимостью создания новой локальной нормативно-правовой документации. Во-вторых, в регионе и его некоторых отдаленных районах еще необходима значительная информационная работа, так как, по оценке РМЦ, порядка 40 процентов организаций недостаточно владеют знаниями и необходимыми компетенциями для перехода на профессиональные стандарты. Для решения последней проблемы РМЦ запустил серию вебинаров для предприятий различных отраслей экономической деятельности Красноярского края по вопросам внедрения профессиональных стандартов и НСК в целом. Такая форма работы позволит охватить организации из отдаленных районов края.  

Специалисты РМЦ готовят разнообразные методические материалы, актуальные для всех участников рынка труда. Кроме того, в СМИ края регулярно публикуется информация, отражающая те или иные аспекты развития элементов НСК в регионе.

Неразрывно с внедрением профессиональных стандартов идет работа по развитию независимой оценки квалификаций (НОК), связанной со вступлением в силу Федерального закона № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации». На сегодняшний день в крае действует 10 центров оценки квалификаций (ЦОК), один экзаменационный центр и одна экзаменационная площадка. Красноярский край — это прежде всего промышленный регион, и большинство работодателей сегодня видят реализацию НОК в основном по инженерным и рабочим профессиям. Кроме того, система ЦОК пока еще находится в стадии формирования, большая часть рабочих и инженерных квалификаций в ЦОКах не представлена. Однако работа по открытию новых ЦОКов ведется, подготовлен пул экспертов.

Отдельно необходимо сказать о роли профсоюзов, которые призваны оказывать социальную поддержку при внедрении всех элементов НСК. На них возложены функции по внесению в соглашения на всех уровнях социального партнерства предложений по защите прав работника при получении профессионального образования и прохождении НОК. Миссия профсоюзных организаций огромна!  Их цель заключается в том, чтобы дать работнику максимальные социальные гарантии в процессе развития его квалификаций.

27 апреля 2018 года Красноярскому краевому центру профориентации и развития квалификаций присвоен статус территориального центра повышения квалификации педагогов и мастеров-наставников на производстве. И это тоже новое направление развития НСК и формирования качественных трудовых ресурсов в регионе! Наставники на производстве — это специалисты, которые на рабочем месте обучат новых работников использовать оборудование, технику и производственные процессы на предприятии с применением педагогических методик.

В заключение выявим некоторые общие проблемы развития НСК в регионе:

— отсутствие профессиональных стандартов для большинства видов деятельности;

— недостаточная информированность руководителей структурных подразделений об НСК;

— несоответствие квалификации работников требованиям профессиональных стандартов;

— необходимость больших затрат на подготовку персонала;

— при наличии определенных вакансий нет возможности принять соискателя на работу без определенной подготовки;

— несоответствие трудовых функций профессиональных стандартов и существующих должностных обязанностей работников;

— потеря вредности при изменении наименований должностей в соответствии со ст.  57 ТК РФ.

К положительным моментам можно отнести:

— четкое понимание работодателем требований, предъявляемых к соискателям;

— понимание соискателей необходимости соответствия квалификационным требованиям профстандартов;

— больший уровень заработной платы работников, полностью соответствующих требованиям профессиональных стандартов;

— мотивация персонала постоянно повышать уровень подготовленности, самосовершенствования с целью профессионального роста.

И главный эффект — это рост человеческого капитала в регионе как цель, к которой мы все должны стремиться!