Первые шаги к социальному партнерству в Красноярском крае в начале 1990-х годов

Ирина Цветочкина, кандидат исторических наук, доцент кафедры «Экономика и управление бизнес-процессами» Института управления бизнес-процессами и экономики Сибирского федерального университета.

Правовая база социального партнерства в России стала формироваться с началом перехода к рыночной экономике. Первыми официальными документами, закладывающими правовую базу социального партнерства в России, стали указы Президента РСФСР от 26 октября 1991 года «Об обеспечении прав профессиональных союзов в переходный период к рыночной экономике» и от 15 ноября 1991 года «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)».

В соответствии с первым указом профсоюзы были признаны мощной силой общества, выступающей в защиту интересов всех трудящихся. Второй указ в целях создания системы социального партнерства ввел в практику ежегодное заключение на федеральном уровне генеральных соглашений по социально-экономическим вопросам между Правительством РФ, полномочными представителями общероссийских объединений профсоюзов и предпринимателей. Указ провозглашал намерения и намечал общие контуры системы социального партнерства.

Указ от 24 января 1992 года «О создании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» конкретизировал механизм реализации социального партнерства. Последовавшие затем указы и законы создали институциональную основу для развития взаимоотношений наемных работников и работодателей по типу социального партнерства. Первым наиболее полновесным в плане организации системы социального партнерства стал Закон РФ от 11 марта 1992 года «О коллективных договорах и соглашениях» . Он впервые ввел в предмет трудового права понятия: соглашение, коллективный договор, представительство работников и работодателей — и заложил принципиально новые для России основы регулирования взаимоотношений труда и капитала посредством ведения коллективных переговоров, определил их механизм.

В соответствии с формированием федерального законодательства органы власти Красноярского края принимали региональные нормативно-правовые акты. Они конкретизировали аспекты экономического развития и ставили задачи, которые касались формирования социального партнерства в Красноярском крае. В постановлениях главы администрации края от 16 марта 1992 года и от 28 июня 1993 года «О трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в крае» принимались положения о краевой трехсторонней комиссии, утверждался ее состав.

Особенностью становления системы социального партнерства в Красноярском крае стало его первоначальное развитие на краевом уровне. В преддверии перехода к рынку, 26 сентября 1990 года, было подписано Соглашение по основным направлениям социальной защищенности трудящихся и населения Красноярского края на 1990—1991 гг. . Оно определялось как правовой акт, устанавливающий общие принципы согласованного проведения социально-экономической политики Красноярского края. Это был договор между исполкомом Красноярского краевого Совета народных депутатов и президиумом Красноярского крайсовпрофа в лице их представителей В. И.

Cергиенко и В. П. Толюпы . Факт беспрецедентный в истории профсоюзного движения и становления социального партнерства в России, так как соглашение было подписано до принятия нормативных и законодательных актов, определяющих понятие «социальное партнерство», механизм его осуществления и принципы действия (на федеральном уровне первое Соглашение между Советом ФНПР и Правительством России было подписано 22 февраля 1991 года ). Это был первый опыт становления социального согласия и договоренности в РФ .

Соглашение состояло из шести разделов: система социальной защиты; экология и охрана труда; вопросы решения продовольственной программы и возрождения села; жилищная проблема; вопросы молодежи, культуры и спорта; здравоохранение. Разделы содержали 33 конкретных мероприятия. Их анализ позволяет определить круг первоочередных вопросов, которые поднимали профсоюзы, а краевые власти обещали их разрешить. К ним относились следующие вопросы: «предусмотреть меры по обеспечению занятости трудоспособного населения», «установить систематический контроль за реализацией краевой программы увеличения производства товаров народного потребления и услуг», «разработать и внедрить систему распределения импортных товаров от бартерных сделок», «вносить дополнения в перечень реализуемых в государственной торговле основных продовольственных и непродовольственных товаров, на которые договорные цены не должны устанавливаться».

Необходимо отметить, что многие пункты первого соглашения носили частный характер. Например: «для создания безопасных условий пребывания людей в пещерах и обеспечения их экологической сохранности определить порядок использования подземных пространств государственными, общественными и кооперативными организациями» или «продолжить работу по переводу студенческих столовых в ведение высших учебных заведений по согласованию с руководителями вузов» . Кроме того, в нем не была определена ответственность за выполнение принятых мероприятий, не указывались исполнители и сроки. Конечно, это была не идеальная программа, выполнение которой полностью избавило бы трудящихся от невзгод рынка, но это был первый конкретный шаг в их защиту в переходных условиях.

Второе региональное соглашение по регулированию социально-трудовых отношений, заключенное в 1992 году, уже было сформировано на трехсторонней основе: администрация края, ФПКК и СТПК. Оно содержало четыре раздела: стабилизация экономики и социально-трудовых отношений; занятость населения; поддержание уровня жизни (доходов) и гарантии социальной защищенности трудящихся и населения; заключительные положения. В отличие от первого соглашения в нем были установлены сроки и ответственные исполнители по каждому пункту, ставилась задача создания системы социального партнерства на территориальном уровне. Было рекомендовано «образовать трехсторонние комиссии для рассмотрения и заключения соглашений и регулирования трудовых споров (конфликтов) в автономных округах, городах, районах края» . Соглашение было подписано 14 апреля 1992 года представителями: от администрации — главой администрации А. Ф. Вепревым, от ФПКК — председателем В. П. Толюпой; от СТПК — В. А. Якушевским и Л. В. Стукаловым.

В 1993—1998 гг. ежегодно заключались соглашения на краевом уровне. В них поднимались вопросы, характерные для переходного периода: создание приоритетных условий для оживления экономики за счет эффективности производства; совершенствование налогообложения; обеспечение занятости населения; разработка и осуществление экстренных мер по снятию социальной напряженности на территориях с критической ситуацией на рынке труда; увеличение уровня жизни населения края, осуществление мероприятий по своевременной выплате социальных льгот и гарантий и др.

Необходимо отметить, что в течение всего исследуемого периода соглашения подписывались только в марте-мае текущего года после принятия краевого бюджета. Поэтому разработанные в них мероприятия финансово не подкреплялись, что приводило к невыполнению многих обязательств.

Механизм реализации соглашений требовал создания органа, занимающегося проблемами регулирования взаимоотношений между работниками, работодателями и властью. Поэтому постановлением главы администрации края от 16 марта 1992 года была образована трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений (трехсторонняя комиссия). Согласно положению, утвержденному постановлением, трехсторонняя комиссия должна разрабатывать соглашения и осуществлять контроль за их выполнением, выявлять причины возникновения конфликтных ситуаций в процессе трудовых отношений, проводить предварительные трехсторонние консультации и обсуждение проектов нормативных актов по экономическим и социальным вопросам.

С избранием в 1993 году В. М. Зубова губернатором Красноярского края произошли позитивные перемены. В. М. Зубов и профсоюзные лидеры договорились о повышении статуса, роли и значимости трехсторонней комиссии. Она должна была стать основным механизмом для решения всех важнейших вопросов социально-экономической жизни края.

В результате этой договоренности, как свидетельствует анализ протоколов и материалов заседаний трехсторонней комиссии за 1993 — ноябрь 1994 года, ее деятельность приняла планомерный характер. Систематически рассматривался ход выполнения краевых соглашений, принимались оперативные меры по локализации возникающих конфликтных ситуаций. Стороны добросовестно выполняли принятые в рамках соглашения обязательства. Многие вопросы в 1991—1994 гг. решались положительно. Были снижены налоговые ставки на прибыль для предприятий, увеличивших объемы и улучивших качество продукции, товаров народного потребления, необходимых для нужд края.

Ежегодно разрабатывалась краевая программа занятости; был создан институт общественных работ; для лиц, особо нуждающихся в социальной защите, резервировались рабочие места; гражданам, признанным безработными, выплачивались пособия по безработице. Для трудоустройства слабозащищенных групп населения было создано 7,2 тыс. дополнительных рабочих мест. На эти цели были использованы средства фонда занятости (5,3 млрд рублей) . Кроме этого стал ежемесячно рассчитываться, утверждаться и доводиться до сведения населения края прожиточный минимум. Неработающим гражданам с доходами ниже этого уровня оказывалась денежная и материальная помощь. В центральных и южных районах края был установлен единый районный коэффициент 1,3 вместо применявшегося 1,2.

Анализируя проблемы в становлении социального партнерства в Красноярском крае, необходимо отметить, что решение многих вопросов затягивалось из-за отсутствия федеральных законов. Так, в 1990 году тяжело решались вопросы по проблеме занятости — не был своевременно принят Закон о занятости. Цены повышались без введения компенсационных выплат — не был принят Закон об индексации. Эти задачи должны были решаться, прежде всего, на уровнях Верховного Совета и правительства, а потом уже в регионах.

Таким образом, можно сделать вывод о противоречивом развитии социального партнерства в Красноярском крае в исследуемый период — от сотрудничества и взаимопонимания до полного неприятия и конфронтации всех сторон социального партнерства. Следствием таких отношений было невыполнение намеченных решений и обязательств, которые принимались в ежегодных соглашениях и рассматривались на заседаниях краевой трехсторонней комиссии.