Качественное образование, доступное для всех

О создании новых мест для дошколят, развитии специализированных классов и реализации принципа непрерывного образования рассказал корреспонденту журнала «СП» руководитель главного управления образования Красноярска Алексей ЛАПКОВ.


Забыть про очередь в детсад

— Алексей Викторович, самый актуальный вопрос по теме дошкольного образования — обеспечение красноярских малышей местами в детских садах. Какая работа по созданию новых мест в ДОУ была проведена в 2015 году?

— Начну с того, что планомерная, комплексная работа по ликвидации очереди в детские сады в Красноярске ведется уже несколько лет. В 2012 году было создано 1 175 мест, в 2013 году — 4 442, в 2014 — 3 161. В 2015 году создано 7 828 мест, количество мест в ДОУ увеличилось до 50 тысяч. Такие результаты стали возможны благодаря строительству семи новых детских садов, капитальному ремонту восьми зданий и взаимодействию с частными детскими садами.

— Расскажите о взаимодействии администрации города и частных детских садов. Можно ли уже подвести некоторые итоги реализации проекта, сделать выводы о степени его успешности?

— Взаимодействие муниципалитета с частными детскими садами Красноярска — пилотный и единственный на территории России проект. На сегодняшний день в программу включены более 70 негосударственных учреждений, 2 711 детей посещают частные сады по цене муниципальных. Ежемесячно муниципалитет оплачивает частному учреждению стоимость услуги по присмотру и уходу за детьми в размере девяти тысяч рублей за каждого ребенка. На старте проекта многие предприниматели осторожничали и выставляли на конкурс пробные 10—15 мест. Теперь же они заключают новые контракты на 30—40 мест сроком на два-три года. Некоторые руководители частных садов даже расширяют сеть учреждений и открывают дополнительные группы специально для участия в конкурсах.

— Стать участником программы может любой частный детский сад?

— При заключении муниципального контракта на оказание услуг по присмотру и уходу за детьми к частным детским садам предъявляется целый ряд требований. Учреждение может быть расположено только в нежилом помещении, должно быть организовано четырехразовое сбалансированное питание и обеспечены комфортные условия пребывания детей. Победитель конкурса проверяется на соответствие всем нормативным требованиям. После заключения контракта специалисты контролируют работу учреждения, и в случае выявления несоответствия деятельности садика условиям контракта договор может быть расторгнут. Один такой случай уже имел место.

— Какие еще альтернативные варианты есть у родителей, чьи дети стоят на очереди в детский сад?

— По достижении ребенком трехлетнего возраста родители могут решить, оставаться ему в очереди и ожидать места в муниципальном детском саду или же получать субсидию в размере шести тысяч рублей в месяц. Уже сегодня более 2 300 семей получают такую выплату, и каждую неделю эта цифра увеличивается примерно на 150 человек. Дети, чьи родители получают субсидию, будут находиться в отложенной очереди, но обязательно пойдут в детский сад к пяти годам. В случае появления вакансий в детских садах раньше этого срока, специалисты управления образования свяжутся с родителями и предложат либо устроить ребенка в дошкольное учреждение, либо и дальше продолжать получать субсидию. Если родители решили вернуть ребенка в очередь, они смогут сделать это беспрепятственно. Причем дошколенок займет место не в конце очереди, а восстановится в ней по первоначальной дате постановки.

— Можно ли сказать, что задача по обеспечению местами в детских садах детей в возрасте от трех до семи лет, поставленная президентом страны, в Красноярске будет решена вовремя?

— За вычетом отложенной очереди, в которую входят дети, чьи родители на сегодняшний день воспользовались правом получения выплат на самостоятельное воспитание, а также дети, посещающие частные учреждения, количество мест детских садах на 1 января 2016 года будет соответствовать числу очередников. Однако это не означает, что очереди нет фактически. Еще достаточно высоко число тех родителей, которые претендуют на место в конкретном детском саду, а не в том, где это место может быть предоставлено муниципалитетом. На 100 процентов удовлетворить потребность семей можно будет только в том случае, если в детских садах появится избыточное количество мест. В связи с этим работа по расширению сети дошкольных учреждений продолжится и в 2016 году. Будет завершено строительство двух детских садов в Советском районе города, они дадут в общей сложности еще 540 мест. Сохраняется перспектива выкупа готовых зданий еще двух детских садов, будет продолжено сотрудничество в рамках муниципально-частного партнерства, что позволит создать дополнительно еще 300 мест в негосударственных учреждениях.

Школы меняются к лучшему

— Расскажите, пожалуйста, каковы основные направления развития среднего образования в Красноярске?

— Система среднего образования в Красноярске развивается и будет развиваться по четырем приоритетным направлениям: инфраструктурное обеспечение, кадровое обеспечение, ответственность за образовательные результаты ребенка и положительная динамика сетевого взаимодействия. Сейчас при взаимодействии со специалистами высшей школы экономики Москвы создается Стратегия развития образования Красноярска, к июню 2016 года этот документ будет готов. Итоги ЕГЭ прошлого года показали, что хотя по русскому языку и базовой математике мы имеем неплохие результаты, однако необходимо работать над углублением знаний учащихся по профильной математике — для тех, кто хочет поступить на специальности, где математика — один из профильных предметов. Поэтому сейчас в ряде школ города внедряется проект, связанный со специализированными классами. На базе 14 общеобразовательных учреждений города в сентябре 2015 года были открыты специализированные классы естественнонаучного, математического и инженерно-технологического направлений. Большая роль в данном вопросе отводится взаимодействию школ города с высшими учебными заведениями. Определенные наработки в данном направлении есть. В частности, на базе гимназии № 13 и лицея № 7 совместно с Сибирским федеральным университетом открыты специализированные классы. В следующем учебном году аналогичный проект совместно с СФУ начнет реализовывать лицей № 6 «Перспектива», а лицей № 3 планирует сотрудничать с Сибирским государственным аэрокосмическим университетом. На протяжении пяти лет лицей № 9 совместно с СФУ реализует уникальный проект «Один день в вузе», в рамках которого ученики 10—11-х классов проводят целый учебный день в высшей школе. В настоящий момент мы дорабатываем проект, который позволит в полной мере реализовать принцип непрерывного образования «Детский сад — школа — вуз». Дошколята, начиная с подготовительной группы, смогут посещать занятия в школах, а школьники в свою очередь уже с восьмого класса станут участниками образовательного процесса в средних специальных и высших учебных заведениях.

Одно из важных решений, принятых в текущем году, — проводить мониторинг качества образования по-новому. В настоящее время разрабатывается электронная версия системы мониторинга школ, нацеленная на отслеживание позитивной динамики каждой школы, без выстраивания школ в вертикальный рейтинг. Каждая школа будет сравнивать свои успехи и достижения текущего года со своими же прошлогодними.

Еще одно направление работы — создание в учебных заведениях условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. В 10 учреждениях города на средства федерального бюджета будет создано инклюзивное пространство для особенных ребятишек. Каждое учреждение получило средства в размере 1,1 миллиона рублей. Деньги будут направлены на строительство пандусов, лестничных подъемников, приобретение специализированной мебели, видеоувеличителей, тренажеров по системе Брайля, специальных компьютеров для детей с ДЦП, создание логопедических пунктов и сенсорных комнат, залов ЛФК. Всего в течение двух лет в инклюзивную сеть должно войти до 25 процентов от общего числа школ города. Данная мера позволит максимально включить детей с особыми потребностями в образовательный процесс. В настоящий момент в школах города инклюзивно учатся около 200 ребятишек.

— Каким, на ваш взгляд, должен быть основной принцип современного качественного образования?

— Образование должно быть ориентировано на ребенка. Нужно развивать индивидуальные способности детей, формировать у них умение видеть перспективу и применять полученные знания на практике. Цель — воспитание личности, способной принимать самостоятельные умные решения, находить выход из разных ситуаций, личности, способной к творчеству. Каждый человек по-своему одарен. И задача системы образования — поиск ключика к способностям ребенка и их полноценное развитие.