Виктор Басаргин: «Мы жестко отслеживаем ситуацию»

Жилищно-коммунальная сфера всегда была и, возможно, надолго ещеостанется одной из самых сложных и проблемных отраслей экономики. И к тому же – самых важных и социально значимых. Ведь от работы ЖКХ напрямую зависит жизнеобеспечение людей. 20 января 2012 года Виктор БАСАРГИН, министр регионального развития Российской Федерации, провел видеоселекторное совещание, на котором рассказал об энергетической безопасности комплекса ЖКХ субъектов РФ в отопительный период 2011-2012 гг. и о стоимости услуг ЖКХ и топливно-энергетических ресурсов.

– В России вопросы энергетической безопасности жилищно-коммунального комплекса, стоимости топливно-энергетических ресурсов всегда в числе наиболее приоритетных, зимой же они становятся вопросами национальной безопасности. Текущий отопительный период – не исключение. Пока ситуация стабильная, но от того, как поведут себя цены на топливо, во многом зависит ситуация не только в ЖКХ, но и в обществе в целом. Мы второй год подряд безаварийно прошли Новогодние и Рождественские праздники, даже несмотря на серьезные снегопады с обледенением и сильным ветром в Центральном, Северо-Западном и Приволжском федеральных округах, сильные морозы в Магаданской области, на Чукотке и в Якутии. Повысился запас прочности за счет формирования резерва передвижных дизель-электрических станций и мобильных котельных и устройства вторых энерговводов на все объекты коммунальной энергетики и объектов водоканалов.

Сегодня в целом по стране находится в резерве:

  • 6144 передвижных дизель-электрических станций,
  • 85 модульных мобильных котельных
  • 764 запасных котлов.

По числу аварий удается удерживать тенденцию к снижению (в прошлом сезоне их было 11, в текущем году 7). Однако надо признать, что 5 из 7 аварий при надлежащей подготовке на местах можно было бы избежать.

По технологическим сбоям (а их всего произошло 3450) отмечался некоторый рост, но его удалось замедлить. Если по итогам ноября число сбоев по срав-нению с аналогичным периодом прошлого года возросло на 12%, то на сегодняшний день этот показатель сократился до 5%.

Повторюсь, ситуация стабильная, но есть целый ряд факторов, которые могут повлиять на устойчивость работы жилищно-коммунального хозяйства и энергети-ческую безопасность регионов. Начну с тарифообразования. Тарифы на этот год установлены. По данным ФСТ, все они соответствуют задачам, заявленным на государ-ственном уровне.

С 1 января роста нет ни в одном регионе, ни в одном муниципалитете. Если где-то обнаруживается рост тарифов на коммунальные услуги – это нарушение либо дезинформация. Мы жестко отслеживаем ситуацию.

Еще 29 декабря и 6 января руководителям регионов направлены телеграммы с предупреждением о личной ответственности за недопущение роста тарифов на жилищные и коммунальные услуги. У нас есть сигналы от руководства всероссийской партии «Единая Россия» об отдельных случаях повышения тарифов, в частности, в Приморском крае. Мы с каждым случаем разбираемся. По части сигналов ситуация уже установлена: она связана с дифференциаций платежей (когда летом граждане не платят за отопление, а зимой сумма платежа увеличивается).

О росте тарифов здесь речь не идет. Считаю, необходимо разъяснять населению, как правильно анализировать получаемые платежки. Вполне естественно, что люди смотрят на итоговую сумму, не вдаваясь в детали. Однако рост платежа может произойти и в связи с увеличением потре-бления, зафиксированным показаниями приборов учета (что не удивительно – январь традиционно холодный месяц) или изменением параметров заказанных услуг повышенного качества, других объективных факторов (например, увеличение числа прописанных в квартире граждан и многое другое).

Мы разработали новую форму платежки. Из нее сразу видно, изменился тариф или нет. На мой взгляд, нужна информационная кампания в региональных СМИ, где бы все эти вопросы подробно освещались. Хотел бы обратить внимание руководителей регионов и муниципальных образований на то, что хотя жилищные услуги и не регулируются, по этому направлению в первой половине года повышения платежей быть не должно. В регионах должны быть проведены совещания с управ-ляющими компаниями, чтобы такая позиция была доведена до их сведения. В случае роста цен региональные жилищные инспекции имеют право проверить обоснованность таких действий (например, наличие решения общего собрания).

Интересы граждан – это главный приоритет. С другой стороны, на отрасль давит проблема задолженности. Особенно просроченной кредиторской задолженности за услуги организаций электроэнергетики и ЖКХ. Объем задолженности за топливно-энергетические ресурсы уже достиг 472 млрд. рублей. Из них текущая задолженность – 79,5 млрд. рублей (она возросла за месяц на 6,4%), просроченная свыше 2-х месяцев выросла на 10% до 353 млрд. рублей, а безнадежная задолженность составляет 45 млрд. рублей. Ситуация чревата серьезными последствиями.

Так, в Тверской области в связи с не выполнением обязательств по оплате за потребленный газ 26 декабря ООО «Газпроммежрегионгаз» ввел ограничение на поставку газа для ОАО «Тверские коммунальные системы». Тверская ТЭЦ-3 ограничена по газу на 50%, а ТЭЦ-4 на 40%. Восполнение происходит за счет сжигания угля и торфа. Это ведет к значительному перерасходу финансовых средств. Далеко не все в порядке и с дебиторской задолженностью за жилищно-коммунальные услуги.

Особенно сложная ситуация в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, Свердловской и Мурманской областях. На эти регионы приходится почти четверть всей суммы задолжен-ности по стране. Считаю, регионы должны серьезнее подходить к проблеме. Должны быть срочно созданы комиссии по работе с задолженностью и проведена сверка, должны быть выявлены причины формирования задолженности и приняты меры к недопущению ее дальнейшего роста. Я жду от регионов предложений по решению ситуации. Если не видите возможности справиться самостоятельно, обращайтесь в Межведомственную комиссию по вопросам реструктуризации и погашения задолженности предприятиями жилищно-коммунального комплекса, будем решать вместе.

Таким образом, очевидно основное противоречие: с одной стороны, требуется повышение результативности деятельности, а с другой – сохранение социальной стабильности и максимальное удовлетворение запросов населения. В этой ситуации достаточно даже небольшого увеличения финансовой нагрузки на отрасль, чтобы дестабилизировать ситуацию. И самый опасный фактор здесь – ситуация с топливом и электроэнергией для ЖКХ. За последние месяцы в этом направлении удалось добиться определенных успехов. В настоящее время неснижаемые запасы твердого и жидкого топлива во всех регионах соответствуют плановому уровню.

Лучше других дела обстоят в Приволжском, Уральском, Центральном и Северо-Западном федеральных округах. Наверстали отставание после наших рекомендаций в Сибирском федеральном округе. Также должен сказать, что благодаря совместной работе Минрегиона и Росрезерва в 11 регионах страны на 13 площадках сформирован аварий-ный запас мазута в объеме 167 тысяч тонн на случай перебоев с его поставкой в период зимних максимумов. Одним из важнейших вопросов энергетической безопасности в субъектах Федерации является сокращение расходов на топливо для нужд ЖКХ, и в первую очередь – уход от мазутозависимо-сти. Уже удалось немало сделать для перевода котельных на местные виды топлива.

Так, в Мурманской области за счет угля потребление мазута снизилось более чем на 10%, а в ряде областей Центрального федерального округа такого же результата удалось достигнуть за счет использования торфа. Однако, перед отраслью стоит опасность необоснованного роста затрат коммунальных предприятий на приобретение топлива и электрической энергии. Так, в Сибирском регионе средневзвешенный индекс оптовых равновесных цен на электроэнергию только с начала этого года вырос на 41,9%. Это очень тревожный сигнал! Общеизвестно, газ и электроэнергия составляют значительную долю расходов теплоснабжающих организаций и организаций, обеспечивающих водоснабжение и водоотведение. По фактическим данным, в 2011 году рост нерегулируемых цен на электрическую энергию для предприятий ЖКХ (водоканалы, тепловые сети) на собственное потребление составил более 40%.

Аналогичная ситуация складывается на рынке нефтепродуктов и угля. Цены на мазут и уголь согласно договорам, заключаемым по-ставщиками топлива с предприятиями ЖКХ, не являются постоянной величиной в течение года, а меняются и определяются поставщиком топлива в зависимости от условий, склады-вающихся на рынке. Создается ситуация, при которой предприятия ЖКХ покупают топливо по самым высоким ценам, так как максимальное потребление топлива совпадает с максимальными ценами на него.

Считаю необходимым ограничить рост цен на энергоносители для всех групп потребителей, либо исключительно для предприятий сферы ЖКХ. На наш взгляд, механизмами, ограни-чивающими колебания цен на энергоресурсы для организаций коммунального комплекса, могли бы стать скорейшее формирование системы долгосрочных договоров на поставку энергоносителей, а также переход к заключе-нию долгосрочных контрактов на поставку энергоносителей. В то же время, считаю, что очень многое можно сделать и на местах. Подчеркну, что как и в случае с тарифами главы регионов должны нести персональную ответственность за неправо-мерный рост цен на топливо и электроэнергию для ЖКХ.