Управление изменениями: новые образовательные результаты

О работе с запросами на образовательные результаты, достижении новых образовательных результатов, их измерении рассказала в выступлении на Августовском педагогическом совете министр образования Красноярского края Светлана МАКОВСКАЯ.

ЗАПРОС НА НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Свою работу с ожиданиями семьи, работодателей, государства мы стремимся выстроить, основываясь на принципах общественного участия и ориентированности на потребности экономики края. Необходимость организации нашей работы с учетом этих принципов видна, в частности, из изменения запросов родителей к школе. В 90-х годах запрос родителей был связан с приобретением хороших знаний, сегодня — с получением разностороннего образования, которое не ограничивается школьными уроками. Современное образование, по мнению родителей, должно включать в себя раннюю профилизацию, современные формы дополнительного образования, прочную связь школы с вузами, учреждениями среднего профессионального образования.

Не случайно 25 специализированных классов математической, естественно-научной и инженерно-технологической направленности, открытых в 2015/2016 учебном году, пользуются высоким спросом родителей. С 1 сентября 2016 года в 40 школах края начнут работу уже 79 специализированных классов. Выпускники этих классов уже сегодня демонстрируют более высокую академическую результативность.

Мы достигли широкого охвата школьников олимпиадным и конкурсным движением. Выстроен процесс выявления одаренных детей через конкурсы и олимпиады. В 2016 году наши ребята стали призерами Всероссийской олимпиады по 11 предметам. Кирилл Новосёлов (лицей № 7 г. Красноярска) стал победителем Всероссийской олимпиады и впервые за последние 10 лет как представитель Красноярского края включен в число кандидатов в сборную команду Российской Федерации для участия в международной олимпиаде по химии.

Задача системы образования — помочь обнаружить интерес, поддержать мотивацию и дать возможности для развития способностей. В краевой системе образования есть позитивный опыт работы в этом направлении. Например, Красноярская летняя школа, отметившая в прошлом году свое 40-летие, имеет опыт организации успешного вхождения одаренных школьников в современные исследовательские практики. Уникальность этой школы состоит еще и в том, что она позволяет школьнику войти в сообщество студентов, аспирантов, молодых ученых и в дальнейшем самоопределиться в научной и профессиональной деятельности.

В мае 2016 года был принят краевой закон, предусматривающий дополнительные выплаты первокурсникам красноярских вузов, набравших наибольшее количество баллов и поступивших на приоритетные для региона направления. Это позволит сконцентрировать в вузах наиболее талантливых школьников из края, создать особые конкурентные преимущества по привлечению одаренных школьников в вузы Красноярского края. Количество студентов, претендующих на получение такой выплаты в 2016/2017 учебном году, составит порядка 130 человек.

В проекте Стратегии развития Красноярского края до 2030 года специальное внимание уделено запросу на качественное обучение сельских школьников. Мы сможем достичь необходимых образовательных результатов через идею обогащения образовательной среды и реализацию целевой подготовки педагогических кадров для сельской школы. К особым профессиональным компетенциям сельского учителя мы относим его умение работать с разновозрастной группой учащихся, владение содержанием двух и более учебных предметов. Мы уже начали работу в этом направлении. Так, например, в этом году мы завершаем переподготовку 50 учителей по программе «Английский язык». Это позволит на четверть сократить число вакансий учителей иностранного языка в сельских школах края.

Вариантом для расширения образовательных возможностей сельских школьников может стать тесное взаимодействие с профессиональными учреждениями. Так, в Канском районе подписано трехстороннее соглашение между управлением образования района, Филимоновской СОШ и Канским технологическим колледжем. Ученики Филимоновской школы участвуют в профессиональных пробах на базе техникума по семи профессиям, ученики 10—11-х классов, еще обучаясь в школе, имеют возможность освоить программы профессиональной подготовки в колледже.

Одной из важных форм общественного участия в оценке образовательных результатов является процедура независимой оценки качества, позволяющая получить обратную связь от родителей, работодателей о результатах образовательного процесса. В нашем крае имеется положительная практика Емельяновского района, города Норильска по осуществлению независимой оценки качества. Активен общественный совет Минусинска. Но в целом по краю, в большинстве муниципалитетов, независимая оценка еще не стала инструментом управления.

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

В 2015 году, как и в предыдущие годы, выполняя указ Президента Российской Федерации, мы развивали инфраструктуру дошкольного образования. За год в крае построено 27 зданий новых детских садов. В целом с 2012 года наблюдается значительный рост количества новых мест, созданных в системе дошкольного образования. Всего за этот период (с 2012 по 2015 год) введено более 35,5 тысячи мест (35 690), в том числе в 2015 году — почти 13 тысяч (12 960). Программа ввода новых мест продолжается.

Кроме задачи улучшения краевой инфраструктуры дошкольного образования мы должны выстроить образовательную деятельность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования.

В 2013—2015 годах в рамках краевого проекта «Управление качеством образования» мы создали заделы для реализации данной задачи. Введение ФГОС дошкольного образования осуществлялось в пилотном режиме в 45 дошкольных образовательных организациях 15 муниципалитетов. При реализации этой задачи «точками роста» стали города Красноярск, Енисейск, Зеленогорск, Ачинск, Сосновоборск, Бородино, Березовский и Шушенский районы.

Особо хочу отметить, что в рейтинге муниципальных детских садов России, подготовленном Международным информационным агентством «Россия сегодня» и Институтом психолого-педагогических проблем детства Российской академии образования осенью 2015 года, в первую десятку лучших детских садов России вошли четыре детских сада из Красноярского края.

НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

По итогам освоения программы начальной школы в четырех классах школ края традиционно проведены мониторинговые работы по основным метапредметным результатам: «читательской грамотности» и «умению работать в группе».

Можно отметить, что ситуация базового уровня чтения и работы с информацией достаточно благополучна: 91 % четвероклассников достигли необходимого уровня. Они хорошо работают с фактической информацией, выделяют важнейшие логические связи, делают несложные выводы. 36 % из них показали повышенный уровень. Они могут самостоятельно учиться на основе текстов. Наибольшую же трудность для учащихся представляет умение глубоко детально понимать содержание текста.

Несмотря на неплохие в целом цифры количества школьников, справившихся с работами двух процедур, мы констатируем, что более 9 % учеников начальной школы не смогут качественно продолжать обучение на следующем возрастном этапе, поскольку у них не сформированы на достаточном уровне базовые метапредметные результаты.

Для нас важным остается становление в образовательных учреждениях идеологии поддерживающего оценивания, где результаты образования ученика оцениваются не столько для отметки в журнале, сколько для его собственного продвижения. Лидерами данного направления в своих территориях стали: гимназия «Универс» (директор Игорь Владимирович Скруберт) и лицей № 9 (Ирина Геннадьевна Осетрова), гимназия № 1 г. Канска (Светлана Геннадьевна Подоляк) и гимназия № 91 г. Железногорска (Татьяна Владимировна Головкина).

ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В 2015/2016 учебном году в рамках подготовки к реализации инклюзивного образования мы сосредоточились на создании доступной среды в образовательных организациях. Участие в мероприятиях государственной программы «Доступная среда» позволило привлечь в край на создание безбарьерной среды около 100 млн рублей. Объем софинансирования из бюджета края составил 48 млн рублей. Это позволило создать универсальную безбарьерную среду для инклюзивного образования детей с ОВЗ и школьников, не имеющих нарушений развития, в 362 школах края (что составляет 22 % от общего количества школ).

Результаты, достигнутые в решении задачи создания доступной среды, видны на слайде. Основным результатом завершившегося учебного года является то, что впервые (!) все учащиеся с ОВЗ были вовлечены в образовательный процесс.

Еще одной важной задачей, стоящей перед начальной школой, является организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с ФГОС ОВЗ. В первые классы общеобразовательных школ края 1 сентября 2016 года придут дети с ограниченными возможностями здоровья, доля которых составляет почти 3 % (1 051 человек) от общего числа первоклассников (36 500 человек).

Однако перед нами стоит проблемный вопрос: насколько готовы педагогические работники сегодня к введению стандартов образования детей с ОВЗ и умственной отсталостью? За прошедший год почти 32 % педагогов начальной школы (около 2 000 человек) прошли повышение квалификации. В том числе все педагоги, которые будут работать по новым стандартам с 1 сентября в первых классах. Повышение квалификации организовано на базе ИПК, КГПУ им. В. П. Астафьева, краевых педколледжей. В лицее № 11 г. Красноярска реализуется стажерская практика по освоению специализации педагога «Учитель инклюзивной начальной школы».

ПОДРОСТКОВАЯ, СТАРШАЯ ШКОЛЫ

В 2016 году все выпускники основной школы, допущенные к государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ (основного государственного экзамена), должны были сдавать два обязательных экзамена (русский язык и математика) и два экзамена по выбору ученика.

В сравнении с 2015 годом у нас стало меньше учеников, не сдавших экзамены по русскому языку и математике. Наблюдается и положительная динамика по среднему баллу, уровню подготовки учащихся.

Однако иную картину представляют собой результаты экзаменов предметов по выбору. Доля учеников, получивших двойки, высока практически в каждом предмете. Возможно, эта ситуация вызвана тем, что результаты сдачи экзаменов по выбору в этом году не влияли на получение аттестата, выбор учеников был в большей части необдуманным. И будущий год, когда положительный результат аттестации будет обязателен для получения документа об образовании, внесет свои коррективы.

По результатам единого государственного экзамена 2016 года можно в целом также отметить тенденцию улучшения результатов по обязательным предметам — русскому языку и математике: на «отлично» выполнили работу по математике на базовом уровне 32 % выпускников; на ЕГЭ по математике профильного уровня число участников, не преодолевших установленный минимальный балл, сократилось с 18 % до 14 %. При этом в целом увеличилось количество участников ЕГЭ, набравших высокий балл (более 80) по русскому языку, профильной математике, истории, английскому языку. Вырос средний балл по этим предметам. Однако продолжает оставаться высокой доля учеников, не преодолевших минимальный порог по математике на базовом уровне, почти 3 % (2,67).

Второй год выпускники имеют возможность выбора уровня экзамена по математике. По оценкам педагогов, это верный ход. Однако для решения вопроса качества математического образования нам еще не хватает комплексности в подходе. Пока не решена проблема содержания учебных программ по математике на базовом уровне. Они по-прежнему отличаются от профильных только количеством тем или количеством часов на ту или иную тему. В такой ситуации ученики, выбравшие базовый уровень, так и не встречаются с «математикой для жизни», обозначенной в концепции развития математического образования.

К сожалению, за ростом академических результатов по математике автоматически не следует повышения результатов по предметам естественно-научного цикла. Об этом нам говорят результаты ЕГЭ 2016 года. Динамика результатов ЕГЭ по этим предметам отрицательная.

ФГОС выдвинул на первый план задачи воспитания личности. Формирование личностных результатов должно происходить за счет школьного уклада, системы взаимоотношений. Особенно важной задача воспитания является для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Известно, что социализация детей-сирот в приемной семье проходит намного эффективнее, чем в детских домах. Поэтому нашей стратегией остается увеличение числа детей, находящихся на воспитании в замещающих семьях. Хочу отметить удачную практику воспитания педагогических коллективов детских домов, реализуемую через социализацию в спорте. Как положительный пример работы с такой категорией детей хочу привести результаты работы команды Канского детского дома им. Ю.А. Гагарина. Команда ребят второй год подряд побеждает во всероссийских соревнованиях по футболу среди команд детских домов и школ-интернатов «Будущее зависит от тебя» в г. Сочи. Осенью 2016 года ребята во второй раз поедут в Англию в гости к футбольному клубу «Арсенал».

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

В настоящий момент для краевой системы дополнительного образования приоритетными являются три группы образовательных результатов.

Первая группа — универсальные компетентности, обеспечивающие эффективность большинства видов деятельности (самоорганизация, коммуникация, командная работа и т. д.). Ключевым событием в работе с данными результатами является краевая компетентностная олимпиада. На протяжении двух последних лет команда Красноярского края занимает в ней лидирующие позиции. В 2016 году Андрей Саповский (Канский район) стал победителем Всероссийской компетентностной олимпиады.

Вторая группа новых образовательных результатов — это ряд личностных и метапредметных образовательных результатов, соответствующих требованиям ФГОС ОО. Ключевым инструментом в работе с данными результатами является региональный проект интеграции общего и дополнительного образования на территории Красноярского края «Реальное образование».

Третья группа новых образовательных результатов связана с формированием профессиональных и надпрофессиональных компетенций школьников — участников программ ранней профориентации и основ профессиональной подготовки школьников JuniorSkills.

Ключевым событием в работе с данными результатами стал первый на территории Красноярского края Региональный чемпионат «Юных профессионалов» (JuniorSkills). В нем приняли участие 39 команд школьников из 11 муниципалитетов Красноярского края. Соревнования прошли по пяти компетенциям. В мае 2016 года три краевых команды по трем компетенциям успешно приняли участие в II Национальном чемпионате JuniorSkills в г. Красногорске.

В настоящее время получена первая практика взаимодействия организаций профессионального и дополнительного образования: в рамках летней образовательной смены реализован совместный образовательный проект Канского технологического колледжа и Красноярского краевого Дворца пионеров по подготовке детей по компетенции «Электромонтажные работы».

ДОСТИЖЕНИЕ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Об эффективности и качестве управления образованием в крае можно судить и по общероссийским рейтингам. Так, например, по числу школ, вошедших в федеральный топ-500, наш край находится на 39-м месте среди 85 субъектов РФ, в рейтинг вошли четыре школы края.

В 2016 году Рейтинговое агентство RAEX (Эксперт РА) во второй раз подготовило рейтинг 200 лучших школ России. Цель рейтинга — определить, какие школы готовят наибольшее количество студентов для лучших вузов России — университетов из топ-20 рейтинга RAEX. Всего составителями рейтинга были обработаны сведения о поступлении свыше 87 тысяч выпускников из 15 тысяч российских школ.

Агентство сознательно отказалось от анализа данных о среднем балле ЕГЭ. Рейтинг школ RAEX (Эксперт РА) позволяет понять, в каких школах формируется интеллектуальная элита России: где готовят выпускников, которые успешно поступают в 20 лучших российских вузов. Наш край на третьем месте в этом рейтинге, представлен 18 школами, среди которых по позиции в рейтинге заметно лидируют гимназия «Универс» и гимназия № 13 г. Красноярска.

В заключение, определяя наши ориентиры в работе, хотелось бы напомнить слова В. В. Путина, сказанные на заседании Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам: «Нам нужны не размытые, непонятные даже специалистам критерии развития, а ясные и четкие понятия того, что мы должны сделать, к чему прийти и какие задачи мы должны решить, с полной персонификацией ответственности за это достижение или, наоборот, за отсутствие результатов. Это принципиально важная вещь».