Приоритет – социально значимым сферам

9 января 2017 года губернатор Красноярского края Виктор ТОЛОКОНСКИЙ провел расширенное аппаратное совещание, в ходе которого обозначил свое видение основных направлений развития региона в 2017 году. Публикуем основные тезисы выступления, касающиеся таких важнейших и социально значимых сфер жизни людей, как образование, здравоохранение, строительство, ЖКХ и экология.

РАЗВИТИЕ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

Для Красноярского края очень важно повышение социальной привлекательности региона, улучшение всей среды жизнедеятельности людей, обновление сознания красноярцев.

Поэтому развитие науки, образования, культуры — это безусловный приоритет. Сегодня я могу уверенно говорить о том, что в развитии научно-исследовательского и образовательного комплекса края произошли серьезные изменения. Сегодня мы не только укрепляем классический университет, отметивший в прошлом году первые десять лет своей новейшей истории. У нас сформирован инженерный, технологический университет со статусом опорного университета, укрепляются региональные отраслевые вузы, которые обеспечивают подготовку специалистов массовых профессий: медицинский, педагогический, аграрный, творческий вузы. Всё это та структура, которая позволяет качественно расти без серьезных структурных ломок, перестроений, то, что дает нам стратегическое будущее.

Хороши результаты работы научно-исследовательских институтов Красноярского научного центра, который сейчас называется Федеральным исследовательским центром, получено немало грантов на новые исследования. По всем показателям качества работы научно-исследовательского комплекса у нас, безусловно, есть позитивная динамика.

Хочу особо выделить задачу развития науки и профессионального образования. И не только потому, что человеческий капитал, который во многом формируется в сфере профессионального образования, — это основной ресурс роста экономики. Для Красноярского края рост человеческого капитала должен быть самоцелью! Не просто подготовить кадры для растущей экономики, а сделать край привлекательным для жизни. Главное, что требуется человеку, — реализовать себя, получить что-то новое. В первую очередь это дает сфера образования.

Многое предстоит обновить в области среднего профессионального образования. Очень быстро нужно преодолеть стереотип, что это вспомогательная сфера, которая забирает не самых мотивированных школьников. Это необходимая сфера. И качество профессионального образования должно быть не хуже, чем в университетах. Оно иное, более ориентированное на практику, более конкретное. Но от этого не менее качественное.

Здесь нам предстоит вкладывать больше в техническое переоснащение, в новые технологии. Мы должны добиться полного преобладания контрактной подготовки, чтобы был заказ от производства. Нужно более глубоко интегрироваться в производство при проведении соревнований, таких как World skills. Сельским учреждениям образования нужна новая техника. И точно так же во всех других направлениях: и педагогические колледжи, и медицинские должны быть на самом современном уровне.

Подготовка учительских кадров требует очень серьезного обновления. Учитель очень часто является сдерживающим фактором, поэтому здесь очень важны энергичные действия и меры. Ну и конечно, укрепление материальной базы. Строительство новых школ — это федеральный и краевой приоритет безусловного действия. У нас огромное число ветхих и старых школ и нет эффективных проектов, как их обновить. На то, чтобы сломать деревянные школы и поставить по современным проектам новые, нам денег никогда не хватит. Но найти правильное решение нужно незамедлительно.

Эта проблема остро стоит и в краевом центре, особенно в недавно построенных жилых микрорайонах. В центральной части города хорошие, отремонтированные школы не заполнены, а в новых районах перегружены в полтора, два раза. Поэтому и краевые средства, и муниципальные должны быть добавлены в эту сферу без всяких сомнений.

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

Кадры — одна из ключевых проблем в сфере охраны здоровья, медицины. Кадровый голод в этой сфере уже стал влиять на качество медицинского обслуживания. При этом я всегда подчеркиваю, что в сфере здравоохранения очень эффективное соотношение главных профессий с управленческими и вспомогательными. Но мы ведь теряем не управленцев и даже не вспомогательный персонал. Мы теряем врачей, медицинских сестер. Их численность уменьшилась на 11 тысяч. Я мог бы это принять за оптимизацию, если бы не было пустых участков. Но в поликлиниках половина участков не укомплектована. Значит, нормально обслужить население мы не можем. И даже если с такой ситуацией мирятся сами врачи, потому что зарабатывают, это не может терпеть общество и государство.

Конечно, нужно продолжать работу по профилактике и диспансерному наблюдению. Убежден, что пока идея диспансеризации не реализована, лечебные учреждения отчитываются количеством, а не истинным результатом диспансеризации. У нас по-прежнему большая доля населения находится вне регулярного наблюдения, вне медицинской поддержки.

Мы не завершили структурно-функциональную типизацию лечебных учреждений. Хотя близки к этому. Масштабы территории нашего края не позволяют сделать большой акцент на специализированных центрах в Красноярске. Акцент нужно делать не на санитарной авиации, а на способности оказать срочную медицинскую помощь на месте. Мы должны максимально точно выстроить модель многопрофильной больницы скорой медицинской помощи, которая должна быть способна оказать самую современную помощь в городах и удаленных территориях.

Вопрос недоремонта в здравоохранении стоит так же остро, как и в сфере образования. Поэтому при корректировке бюджета мы увеличим ассигнования на эти цели. Ну и, конечно, требуется эффективное развитие государственно-частного партнерства. Бизнес готов вкладывать деньги в здания, сооружения, сложное оборудование. И пусть вкладывает, а мы формируем заказ. У нас вполне эффективные отношения с фондом ОМС, в крае большой бюджет в здравоохранении и вполне комфортно себя чувствуют частные клиники — это всё нужно направить на системную эффективность, а не решать какие-то частные задачи того или иного бизнеса.

СТРОИТЕЛЬСТВО

Несколько слов о строительном комплексе. Нам предстоит очень серьезно активизировать всю работу по подготовке градостроительной документации, планов землепользования. Мы по статистике отчитываемся: сделано, принято. Но вот куда бы ни пришел, ни приехал — везде вижу проблемы. Доходит до абсурда. Мне недавно в одном маленьком поселке говорят: «У нас нет ни квадратного метра, чтобы складировать мусор». Или в маленьком селе мне не могут показать место, где построить новый дом. Мы в Минусинском районе после пожара 2015 года с трудом решали задачу, как поставить шесть или семь домов. Это в маленькой деревне, где кругом большие просторы!

У нас проблема в Красноярске, потому что тоже кругом базы, склады, а мы идем вширь, где у нас ни школ, ни поликлиник, ни коммуникаций, ни транспорта — ничего! Поэтому я прошу уйти от формализма и точно, ясно понимать все градостроительные возможности наших поселений, чтоб было понятно, где строить новое жилье, где строить здания общественного значения, где иметь производственные территории для развития производственно-экономической деятельности.

Считаю важным наращивать жилищное строительство. Я всё время говорю, что красноярские строители очень консервативно воспринимают, когда я призываю их больше строить. Если мы хотим, чтобы край приобретал всё большую социальную привлекательность, нового жилья должно быть больше! Поэтому миллион триста тысяч квадратных метров построенного жилья в год — это для нас маловато. Новосибирская область с таким же населением строит сегодня больше двух миллионов. Поверьте, 700 тысяч — это огромный разрыв. Понятно, что нарастить объемы строительства можно только с применением дополнительных мер господдержки покупателей жилья. Поэтому я прошу, чтобы эта программа была в кратчайшие сроки завершена и представлена на утверждение.

Я просил бы максимально поддерживать кооперативное строительство. Не обманутых дольщиков порождать, а создавать настоящие кооперативы и строить кооперативное жилье, как было с коллективом завода «Радиосвязь». Надо укреплять подрядно-строительную деятельность, а не спекуляцию земельными участками.

ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО

Огромная задача стоит по программе капитального ремонта многоквартирных домов. Нам предстоит в 2017 году почти в три раза увеличить объем капитального ремонта домов. В три раза — это очень сложная задача! Значит, нужно выигрывать каждый день, работать на этих объектах, как работаем на объектах Универсиады. Нужно, конечно, чтобы дом, который прошел капремонт, не оставался домом, в котором есть что ремонтировать. Если уж капремонт, то капремонт. И не бойтесь здесь качественных проектов. Я готов поддержать, чтобы на федеральном уровне рассмотрели некоторые вопросы нормирования проекта капитального ремонта. Но такие проекты, какие сейчас реализуются, обладают потенциальной неэффективностью и не решают задачу восстановления качественных характеристик этих домов.

У нас очень важная программа расселения граждан из ветхого и аварийного жилья. По тому этапу программы, который сейчас действует, мы сможем построить примерно 250 тысяч квадратных метров нового жилья и переселить 15 тысяч граждан. Но этого мало. Какое бы решение ни приняло федеральное правительство, программа расселения в Красноярском крае должна продолжаться. Решение нам это предстоит принять в течение 2017 года с включением средств бюджета 2018 года, приблизительно на том уровне, на котором мы имели эти средства в 2016 и 2017 годах.

Ну и, конечно, нужно повышать эффективность контроля за ходом строительства важнейших объектов. Кроме объектов Универсиады, это, безусловно, аэропорт, перинатальный центр в Норильске, еще ряд объектов, которые принципиально определяют инфраструктурные возможности. И вообще, средства по всем строительно-ремонтным программам должны быть распределены до 1 февраля с тем, чтобы до 1 апреля состоялись все конкурсные процедуры, были заключены подрядные договоры и можно было эффективно реализовать всю инвестиционно-строительную программу.

БЛАГОУСТРОЙСТВО

Впервые как об отдельном направлении работы говорю о благоустройстве городов и поселков края. Без решения этих задач невозможно обеспечить социальное благополучие и поддержку населением всех планов нашего развития.

Благоустройство — первое, что видит каждый гражданин, каждый человек. Поэтому прошу быстрее подготовить закон края о требованиях к благоустройству. В Московской области и еще ряде регионов такие законы приняты. На основании этого закона будут формироваться программы благоустройства каждого города и района. Будет поддержка бюджета края муниципальных образований, которые выдержат определенные требования, условия, изыщут собственные ресурсы и по определенному коэффициенту софинансирования получат средства на проведение этих благоустроительных работ.

Особое внимание, безусловно, должно быть уделено благоустройству краевого центра. И это связано не только с Универсиадой, просто мы не можем допускать такого диссонанса, когда у нас много нового строится и в то же время какие-то элементы благоустройства просто отсутствуют или находятся в каком-то подавленном состоянии. 

В 2017 году на эти цели будет направлено 270 млн рублей. В бюджете 2018 года на благоустройство средства будут заложены в большем объеме, думаю, около одного млрд рублей, и в бюджете 2019 года — в размере 1,5 млрд рублей.

ЭКОЛОГИЯ

2017 год — Год экологии. Экология для Красноярского края — проблема из проблем, поэтому очень большое внимание правительство будет уделять решению задач по улучшению экологического состояния. Нам необходимо обновить всю систему наблюдений за состоянием атмосферы, внедрить действенную систему реагирования на неблагоприятные погодные условия. Погода изменилась — мы должны изменить режим работы предприятий, организаций, и ничего в этом сложного нет.

Экология — это то, что не позволяет нам идти на какие-то компромиссы. Нам предстоит сформировать эффективный регламент и порядок информирования населения. Термин «черное небо» знают все. Когда спрашиваю, сколько людей выходят на сайт нашей лаборатории и смотрят реальные показатели состояния экологии, их оказывается единицы. Следовательно, с одной стороны, присутствует бытовая, обывательская спекуляция проблемами, с другой стороны, мы имеем богатейший материал наблюдений, который никак не используем. Получили результат наблюдения — быстро передали сигнал алюминиевому заводу, ТЭЦ, другим предприятиям уменьшить объемы производства. Всё это поддается управлению.

Должна быть специальная программа мер по оздоровлению экологии на дорогах за счет работы общественного транспорта. На каждом углу вижу — продают какие-то жидкости, но нигде не видел, чтобы у нас замеряли СО2 в Красноярске. Не знаю, насколько дорожно-патрульная служба активна, но тоже, думаю, не очень, поскольку постоянно вынужден звонить из машины, когда вижу автобусы дымящие, грузовые машины, выезжающие со стройки в черном дыму. Надзор и контроль здесь должен быть очень жесткий.

Разрабатывается новый том показателей предельно допустимых выбросов, мы должны здесь максимально ужесточить административные действия. Еще раз подчеркиваю, никаких компромиссов в отношении экологического состояния! Это долговременная политика, без реализации которой Красноярску не быть социально привлекательным городом, а край не получит то развитие, о котором мы говорим.