Экономика для человека

Как будет развиваться экономика края? На какие приоритеты опираться? Какие отрасли станут точками роста? Как это отразится на жизни каждого из нас? Ответы на эти вопросы — в интервью с министром экономического развития и инвестиционной политики Красноярского края Михаилом ВАСИЛЬЕВЫМ.

Михаил Геннадьевич, на какой стадии находится процесс принятия Стратегии социально-экономического развития Красноярского края до 2030 года?

К настоящему моменту прошло согласование разработанной стратегии в Законодательном собрании края, предложения депутатов будут внесены в текст документа до 1 июля, после чего отправим проект в Министерство экономического развития РФ. Стратегия — документ целеполагания, а не пошаговый план, и он полностью отвечает федеральной политике экономического развития, поэтому вряд ли к проекту будут серьезные замечания со стороны Федерации. До конца текущего года надеемся получить согласованный проект.

— Для чего краю нужен этот документ?

— Стратегия является основой системы регионального планирования, представляет желаемый «образ будущего» Красноярского края, определяет долгосрочные цели и ориентиры, к которым будет стремиться край в своем развитии, предлагает основные направления и механизмы достижения поставленных целей.

В Красноярском крае, как и в стране, в последнее время не хватало жесткого планового подхода при формировании программ развития. Даже существующее в настоящее время трехлетнее планирование бюджета — это малый срок. В каком-то смысле мы возвращаемся к системе, которая была в Советском Союзе, когда плановость экономики превалировала.

— Кто принимал участие в разработке стратегии?

Любая стратегия персонифицирована, за ней стоит стратег, личность. Сам термин «стратегия» пришел в экономику из военных наук, в которых принцип руководства особенно силен. И стратегия, о которой мы говорим, это в большой степени детище губернатора края Виктора Александровича Толоконского, его видение развития региона.

Разработка документа велась с участием ведущих сибирских институтов в области регионального развития — Института экономики, управления и природопользования СФУ, Сибирского аэрокосмического университета и Новосибирского института экономики и организации промышленного производства СО РАН. На площадках различных промышленных коллективов и общественных организаций шли обсуждения проекта, и в тексте учтены взгляды и позиции большого количества групп живущих в крае людей.

Какова общая концепция стратегии?

— Человек — основная ценность всей социально-экономической системы. Именно он в предстоящие годы будет главным объектом развития, бенефициаром. При всей «тривиальности» этой идеи именно она способна выстроить логику стратегии. Мы живем, чтобы добывать природные ресурсы и производить товары, или делаем всё это, чтобы обеспечить себе достойную жизнь? Люди ради экономики или экономика для людей? Из этого приоритета человека над всем остальным исходят установки, которые обозначены в стратегии и которые губернатор реализует всей своей деятельностью.

— Можете ли вы озвучить основные тезисы стратегии?

Формулу стратегии можно записать как «3+3»: три социальных приоритета плюс три экономических.

Необходимыми составляющими достойной жизни каждого человека являются материальное благосостояние, комфортные условия жизни и возможность самореализации деятельного проявления своего творческого, интеллектуального, духовного потенциала, себя как личности. Таким образом, три социальных приоритета — это самореализация, благосостояние, комфортная среда. Реализация данных приоритетов путем повышения уровня материального благосостояния, улучшения состояния здоровья, расширения доступности образования, возможностей для духовного и физического развития личности, доступности жилья и комфортных условий проживания, улучшения качества окружающей среды обеспечит постоянное и устойчивое повышение качества жизни населения края.

Данная установка не является особенно «новаторской и революционной», так как основные критерии качества жизни давно сформулированы и общеизвестны. Другое дело, как к ним относиться и как применять.

Например, в последнее время активно идет дискуссия по поводу роли экологии в нашей жизни. Можно ли закрывать глаза на проблему окружающей среды, если она снижает качество жизни в регионе? Или мы должны экологический аспект поставить на первое место и отказывать в размещении на территории края производств, если они не соответствуют современным представлениям об экологической безопасности? В программах, которые будут формироваться на основе стратегии, немалая часть решений будет направлена на улучшение экологической ситуации в регионе.

Что касается экономического развития края, здесь на ближайшие годы главными станут три экономических приоритета.

Первый из них развитие традиционных бюджетообразующих отраслей, обеспечивающих максимальный вклад в экономику региона. Это прежде всего цветная металлургия, топливно-энергетический комплекс, угольная промышленность, гидроэнергетика, недавно сформированный комплекс нефте- и газодобычи.

Второй приоритет рост новой экономики, трансформация экономической модели края от преимущественно сырьевой к индустриальной, формирование на территории края системы глубокой переработки добываемого сырья и топлива, производство продукции с высокой добавленной стоимостью, создание и развитие высокотехнологичных и инновационных производств, формирование новых сфер и направлений, основанных на достижениях современной науки.

Третий приоритет сферы экономической деятельности, обеспечивающие каркас расселения людей по краю. Это сельское хозяйство и лесопромышленный комплекс. Если мы сейчас отпустим ситуацию на самотек, естественные процессы урбанизации приведут к тому, что все население края сконцентрируется в Красноярске, потому что в городах жить удобнее, там больше возможностей, в том числе для самореализации.

Но мы заинтересованы в том, чтобы сохранились те населенные пункты, которые формировались десятками, сотнями лет, и, значит, мы обязаны уделять пристальное внимание развитию территорий. Потом появятся планы развития конкретных населенных пунктов, улучшения качества жизни, чтобы люди не чувствовали большой разницы между городом и деревней. Если мы хотим, чтобы молодежь не уезжала, сельский уровень жизни должен быть адекватен сложившемуся городскому.

— Какие сферы экономики края вы считаете особенно перспективными, что должно стать «точками роста»?

Будет совершенствовать нефтегазовый комплекс, и Восточная Сибирь в качестве нефтеносной провинции будет постепенно замещать Западную.

Получит дальнейшее развитие агропромышленный комплекс. Да, край, в силу климатических особенностей, никогда не рассматривался как «житница страны», но опыт современного сельскохозяйственного производства позволяет нам рассчитывать на то, что мы сможем производить объемы сельхозпродукции, достаточные не только для удовлетворения собственных потребностей, но и для экспорта за пределы края. В последние годы мы видим к тому предпосылки, в крае уже реализуются крупные проекты строительства мясоперерабатывающих заводов, молокозаводов, тепличных хозяйств, и данное направление, безусловно, является перспективным.

На мой взгляд, на сегодняшний день незаслуженно не развит лесной комплекс края, мы могли бы без особого ущерба для лесных массивов увеличить в несколько раз объемы извлекаемой продукции. Для этого требуются серьезные инвестиции в новые производственные мощности. Сейчас идет работа над несколькими проектами по строительству целлюлозных комбинатов, деревообрабатывающих производств, и, мы рассчитываем, работа будет иметь результаты.

Перспективным является проект так называемой алюминиевой долины, нацеленный на глубокую переработку алюминия, который в избытке производится на территории края. Когда отрасль начинала развиваться, страна рассчитывала получить в крае не только производство первичного алюминия, но и большой линейки товаров из него: для авиационной, космической промышленности, разного рода упаковки. Из-за реформ, которые сильно затормозили эти проекты, они не получили должного развития, сейчас эта идеология снова в умах. В Красноярске в ближайшие 10 лет будет сформирован прочный промышленный кластер по производству алюминиевой продукции.

Вернется в край тяжелое машиностроение, потому что для освоения природных ресурсов нам требуются горные машины, которые, конечно же, нужно строить здесь. Сейчас есть несколько предприятий, которые строятся, формируют свою производственную базу.

Будет развиваться транспортная сеть. Воздушный хаб на базе аэропорта Емельяново один из активно обсуждаемых проектов.

Точкой роста также можно назвать сферу внутреннего туризма. Природа края богата и прекрасна, и, я уверен, в крае должен быть и будет прочно стоящий на ногах туристический кластер.

А есть ли перспективы у малого бизнеса в регионе?

— Конечно. Малый бизнес дает возможность большому количеству людей для той самой самореализации, о которой я говорил вначале: через возможность создания именно того бизнеса, какой ты бы хотел развивать. У малого бизнеса есть два сегмента рынка, на которых он может и должен работать.

Первый сегмент рынок потребительский. В этом смысле Красноярский край демонстрирует не самые масштабные рыночные возможности, потому что сравнительно небольшое количество населения края усложняет производство товаров массового спроса их производство тяготеет к плотно населенным центрам. Так, в Москве и Подмосковье в радиусе ста километров проживают десятки миллионов человек, значит, транспортные издержки по доставке продукции потребителям будут ниже. Но, с другой стороны, край по доходам населения традиционно лидирует в СФО, что помогает развитию предпринимательской активности.

Сферы, в которых может развиваться малый и микробизнес, это общественное питание, услуги, производства немассового характера. Постепенно, с дальнейшим увеличением доходов населения и с сопутствующим ростом потребностей, мы будем возвращаться к индивидуальным заказам одежды, мебели, уникальных интерьерных решений.

Второй сегмент рынок промышленной продукции. Здесь краю повезло, у нас ряд отраслей представлен крупнейшими компаниями мирового уровня, которые производят сырьевую продукцию. Малый бизнес мог бы участвовать в кооперационных связях, в производстве товаров для этих производств расходных частей к оборудованию, самого оборудования. Это направление сегодня представлено слабо, но будет основой для развития малого бизнеса. Если, разумеется, удастся выстроить нормальную схему кооперационного взаимодействия и поднять качество производства до конкурентоспособного уровня, удовлетворяющего потребностям крупных компаний.

Бизнес будущего какой он?

— Наиболее прочен и перспективен бизнес, основанный на производстве. Продукты питания и товары потребления нужны будут всегда. Хоть сейчас реальному сектору экономики и тяжело, но, уверен, эти трудности носят временный характер.

Да, путь развития производства более тернист, чем та же торговля, он более труден, проблемен и требует больших вложений: ресурсных, финансовых, временных… Но будущее именно за ним.