Александр Усс: «Я верю в наш общий успех»

1 ноября 2017 года в Красноярске прошел VIII Съезд депутатов региона. В мероприятии приняли участие около 650 человек парламентарии всех уровней и представители органов исполнительной власти. Основная цель съезда обсудить стратегию совместных усилий органов государственной власти и местного самоуправления по улучшению качества жизни людей в Красноярском крае. С докладом перед делегатами съезда выступил временно исполняющий обязанности губернатора края Александр УСС. В своем выступлении он обозначил наиболее важные направления развития экономики и социальной сферы региона, которые сегодня требуют особого внимания властей.

ЭКОНОМИКА КРАЯ

Красноярский край уже много лет входит в первую десятку регионов страны по объему валового регионального продукта (он составляет 1,7 трлн рублей). Является регионом-донором, занимая седьмое место по наполнению федерального бюджета. В течение длительного периода удерживает лидерство в Сибирском федеральном округе по целому ряду важнейших показателей: общий объем инвестиционных вложений, средняя заработная плата, объем отгруженных товаров и многие другие.

Состояние региональных финансов по большому счету пока тоже не вызывает особых опасений. В этом году мы имеем относительно сбалансированный бюджет, дефицит которого в течение двух оставшихся месяцев может быть даже сокращен относительно запланированного.

Абсолютный размер государственного долга впечатляет. До конца года он достигнет внушительной цифры — 100 млрд рублей. Здесь мы тоже в тройке российских лидеров, но со знаком минус, и это, естественно, не радует. Хотя справедливости ради надо сказать, что драматизировать это не стоит. Поскольку и зарабатывает край немало (около 200 млрд в год), и по отношению размера госдолга к налоговым и неналоговым поступлениям мы числимся в середняках — 46-я позиция.

Особого комментария заслуживает резкий рост доходов краевого бюджета в последние два года. Он составил порядка 25 %, или в абсолютном выражении более 40 млрд рублей. Решающую роль в этом приросте сыграли такие факторы, как выход «Ванкора» из консолидированной группы налогоплательщиков (за что отдельное спасибо руководству «Роснефти»), ослабление почти в два раза курса рубля по отношению к доллару, а также финансовая отдача от ранее введенных в действие производственных объектов (Богучанского алюминиевого завода, ГЭС и ряда других).

Статистические данные говорят о том, что по итогам 2016 года индекс промышленного производства составил у нас лишь 98,7 %. По этому показателю край сильно уступил как ближайшим соседям: Кемеровской (106 %) и Иркутской (104 %) областям, так и среднему по стране показателю (101 %). 

На фоне такой динамики промышленного производства в крае, безусловно, есть отрасли и предприятия, которые демонстрируют хорошие темпы развития. Так, уверенный рост показали многие предприятия цветной металлургии, особенно золотодобывающие, гидроэнергетики (Богучанская и Красноярская ГЭС), отдельные производственные структуры лесопромышленного комплекса (Новоенисейский ЛХК, Лесосибирский ЛДК-1), а также организации машиностроения и высокотехнологичные обрабатывающие производства («Красмаш», у которого есть сегодня надежный оборонный заказ, Горно-химический комбинат, ИСС) и ряд других. 

И, конечно, особых слов и высоких оценок заслуживают наши селяне. За последние два года производство сельхозпродукции возросло в крае более чем на 7 %. По многим показателям красноярские труженики села являются безусловными лидерами в Сибири. И в сложнейших условиях нынешней осени они вели битву за урожай в полном смысле этого слова. Село было, есть и будет нашим важнейшим приоритетом.

О некоторых проблемах и сложностях системного плана применительно к финансово-экономической сфере. Важнейшей из них по-прежнему является высокий уровень зависимости нашего бюджета от конъюнктурных колебаний экспортно ориентированной экономики. Десяток крупнейших ФПГ в настоящее время обеспечивают более 50 % доходов краевого бюджета. К их числу относятся прежде всего «Норникель», «Полюс», «Роснефть», СУЭК, «РЖД», «ЕвроСибЭнерго» и сложно организованные структуры «РУСАЛа».

Возможно, уже в недалеком будущем на территории края появятся новые крупные игроки. Но, скорее всего, в основном в тех же секторах экономики: природные ресурсы, металлургия, энергетика. 

Стратегическая задача, которая отсюда вытекает, очевидна, неизменна и очень сложна. Это диверсификация экономики через широкое включение таких «локомотивных» предприятий в кооперационные связи с иными хозяйствующими субъектами, а также стимулирование их к более активному участию в развитии социальной сферы. Собственники производственных гигантов, работающих на территории края, в большинстве своем получили эти активы не в результате инвестиций, а по итогам приватизации. Их позитивный вклад в жизнь региона пока не всегда адекватен размерам извлекаемых ресурсов, а также последствиям этой деятельности для окружающей среды и здоровья населения.

Всё это является основанием для смещения акцентов в нашем взаимодействии — переходе от «равноудаленности» к «равноприближенности». Для крупных компаний Красноярский край должен быть не территорией присутствия, как принято говорить в бизнес-среде, а местом, в благополучии и всестороннем развитии которого они заинтересованы, ориентируясь на долговременную совместную созидательную работу. 

ИНВЕСТИЦИИ

Особо хочу остановиться на инвестиционной политике. Наш край во все времена был одним из главных плацдармов развития страны. К сожалению, в последние годы ситуация начала разворачиваться в другую сторону. С высоких трибун говорилось об инновациях и многомиллиардных инвестициях в экономику края. Но при этом умалчивалось, что речь идет о вложениях в основной капитал и обычном техническом перевооружении ранее созданных и давно действующих производств. Кстати, в 2016 году даже эти показатели оказались у нас ниже, чем в среднем по России.

Традиционная инфраструктура развития инвестиционной активности по примеру той же Калуги, Татарстана и многих других регионов страны (я имею в виду промышленные парки, свободные экономические зоны, программы реиндустриализации и тому подобное) у нас существует, скорее, для отчета, на бумаге.

По рейтингу инвестиционного потенциала Агентства стратегических инициатив (а это авторитетная федеральная структура), могучий Красноярский край уже не входит даже в первую российскую двадцатку. Это не эмоции, не субъективные оценки, а, к сожалению, прискорбный факт!

И дело, конечно, не только в рейтингах. Важнее другое. В последние годы региональная власть существенно снизила свою активность в реализации крупных инвестиционных проектов, которые могут дать ощутимый финансовый результат. А социальная инфраструктура в крае серьезная, ее надо достойно содержать и желательно укреплять и развивать дальше. Именно поэтому для нас сейчас жизненно важно, во-первых, энергично наращивать инвестиционный потенциал и аккуратно, очень аккуратно подходить к политике расходов.   

О ПРОБЛЕМАХ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

В структуре расходов краевого бюджета социальный блок традиционно составляет самую значительную часть — около 60 %. В 2017 году на финансирование различных форм социальной поддержки и социального обслуживания направляется более 38 млрд рублей. Это огромная сумма, которая превышает бюджеты целых субъектов Федерации. Через 150 организаций системы социальной защиты разные виды помощи получает почти половина жителей нашего края. Механизм этот отличается сложностью, большими затратами на администрирование, низкой долей адресной и по-настоящему результативной помощи. 

Это признают все, но совершенствовать его не пытается сегодня практически никто. Но всё же рано или поздно нам придется корректировать законодательство, и прежде всего краевое, идти на известные риски, не допуская при этом снижения уровня социальной защиты населения.

За последние пять-семь лет сделаны по-настоящему большие вложения в систему здравоохранения. Появились современные высокотехнологичные центры, серьезно возросла оплата труда медицинских работников. В следующем году запланированы капитальные вложения на общую сумму более 8 млрд рублей. Включая реконструкцию краевой клинической больницы, БСМП, расширение онкологического диспансера. Однако недофинансирование отрасли по-прежнему сохраняется. Зачастую недостает средств на самое необходимое — расходные материалы, лекарственные средства.

Нуждается в особом внимании первичное звено медико-санитарной помощи. Поликлиники, женские консультации, амбулатории и ФАПы — именно туда обращаются люди в первую очередь.

Трудности своевременной диагностики, очереди к врачам, сбои в процедуре получения рецептов и справок — именно такие, якобы «мелкие» проблемы во многом нейтрализуют эффект от серьезных позитивных сдвигов, которые в здравоохранении, конечно же, есть.

И, пожалуй, главным дефицитом сегодняшней медицины являются кадры, нехватка которых остро ощущается повсеместно. По счастью, у нас есть уникальные, поистине гениальные врачи. Мы обязаны их беречь, уважать их мнение, формировать вокруг них школы последователей, которым затем создавать соответствующие условия работы на территориях. 

В крае создана уникальная инфраструктура культуры и искусства — классические и современные ее формы, профессиональные и самодеятельные коллективы. В своем творчестве они воплощают многонациональность и разнообразие этносов, российскую идентичность и самобытность Сибири. 

Здесь очень значимо грамотное управление, которое позволяло бы сочетать амбициозные проекты самого высокого уровня и доступность наших лучших достижений для широких слоев населения. Речь идет, в частности, о краевых гастролях, просветительских мероприятиях, развитии внутреннего туризма, как это делается в Шушенском. Масштабная подготовка к празднованию 400-летия Енисейска, надеюсь, откроет для этого и северное направление.

Ответственного отношения требует к себе молодежная политика и развитие спорта. Здесь нельзя ориентироваться только на поддержку крупных, эффектных и ярких мероприятий, которых у нас много. В течение многих лет мы создавали сеть центров, клубов, внешне не очень заметных молодежных площадок, каждая из которых должна иметь организационные и финансовые возможности интересно и качественно работать в обычном ежедневном режиме.

Говоря о спорте, не могу не отметить одну важную деталь. Красноярский край стабильно входит в десятку лучших субъектов Российской Федерации по результатам высших спортивных достижений. И этим мы обоснованно гордимся. А вот в направлении «Физическая культура и массовый спорт» мы были (прошу обратить внимание!) в 2014 году 42-ми, в 2015-м — 54-ми, в 2016-м оказались уже на 63-м месте. Такое скольжение вниз, наверное, не случайно. К примеру, в этом году на развитие физической культуры в муниципальных образованиях выделено 320 млн рублей, а на профессиональные клубы, в некоторых из которых красноярцев почти нет, в четыре раза больше — 1 млрд 313 млн рублей. Может, пора переосмыслить, что и как, с какими результатами мы развиваемся?

ОБРАЗОВАНИЕ

Один из важнейших источников конкурентоспособности региона — доступное и качественное образование. Сегодня край вкладывает в него почти четверть своего бюджета. В рамках реализации майских указов президента Российской Федерации достигнуты значительные показатели в повышении заработной платы педагогических работников. Однако сам по себе этот результат вряд ли качественно изменит состояние отрасли. Если дошкольные учреждения теперь в основном выглядят сейчас совсем по-иному, нежели пять-семь лет тому назад, то в системе общего образования сохраняется сложная, неоднородная структура. Так, в крае почти 30 % школ имеют наполняемость от 1 до 50 человек, 63 % — расположены в сельской местности, но в них обучаются только 25 % от общей численности учеников. При этом, к сожалению, во многих школах до сих пор не решена проблема третьей смены.

Наряду с совершенствованием образовательного процесса (а это тема отдельного и большого разговора) мы будем здесь последовательно укреплять материальную базу. Школа — это центр жизни. Особенно на селе. И этим всё сказано.

Кстати, именно поэтому я очень настороженно отношусь к высказывавшейся ранее идее об организационной «революции» в системе школьного образования, а именно — переводу управления на краевой уровень. Считаю, что без крайней необходимости, по собственной инициативе нам этого делать не стоит. 

Говоря об образовании, нельзя не затронуть такой его сегмент, как высшее. Создание СФУ стало для Красноярского края настоящим прорывом. За относительно короткий срок, чуть больше десяти лет, у нас появился университет, который по праву входит в лидирующую двадцатку России. Но надо идти дальше, расширяя его взаимодействие с производством, академическими структурами, другими вузами, подтягивая их до уровня, которого достоин наш Красноярский край.

УНИВЕРСИАДА

Сибирский федеральный университет станет сердцем Всемирной студенческой универсиады 2019 года. В этой связи я хотел бы напомнить некоторые очевидные вещи, значимые для нас всех.

Универсиада — не только, а может, и не столько спортивные соревнования. Это общественное явление. Это процесс, который призван в международном масштабе способствовать объединению людей, прежде всего молодежи. Содействовать обмену лучшими мировыми практиками в области образования, культуры, так называемой народной дипломатии.

Для нас это уникальный шанс сделать Красноярский край в целом и прежде всего его столицу — Красноярск более известными в мире. Самим научиться многому, привлекая для подготовки дружественно настроенных к нам людей извне — специалистов, которые хорошо проявили себя в Сочи, Казани, за рубежом. Словом, наполнить красноярские паруса свежим ветром и использовать эту историческую возможность для прорыва в будущее.

Учитывая высокий мобилизующий и созидательный потенциал Универсиады, очевидно, для нас она должна была начаться уже четыре года назад, с момента заявочной кампании. А затем набирать обороты, втягивать в свою орбиту новых людей, пробуждая стремление во всём следовать самым высоким стандартам. Кстати, сама заявочная кампания была достаточно убедительной, интересной. А вот потом всё как-то пошло на убыль. По-настоящему свежих идей, имен и вдохновляющих решений в общем-то не видно.

Строительная часть подготовки к 2019 году, скорее всего, будет выполнена. В Красноярске появятся современный аэропорт, новые спортивные объекты и многое другое. А вот работы по благоустройству города, наведению здесь элементарного порядка страдают явно выраженными недостатками — организационная инертность, подчас явная бесхозяйственность, использование убогих подходов позавчерашнего дня. Через год с небольшим из разных стран мира сюда приедут тысячи лучших представителей молодежи, которые затем станут определять будущее планеты. Чем и как мы их встретим?

Нам выпало жить в енисейской Сибири сложном и суровом Красноярском крае с его уникальной историей и мощным созидательным потенциалом. Но воплощение в жизнь наших смелых надежд и высоких целей требует серьезных усилий, требует сплоченности. У красноярцев всё это есть. Поэтому я верю в наш общий успех. И он, этот успех, обязательно будет!