Максим Топилин: «К 2024 году необходимо в два раза снизить уровень бедности»

24 октября 2018 года министр труда и социальной защиты Российской Федерации Максим Топилин выступил в Совете Федерации, рассказав о ходе реализации государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан».

— Я постараюсь коротко изложить итоги, которые мы имеем сегодня по результатам государственной программы «Социальная поддержка граждан», и изложить те основные действия, которые будет предпринимать правительство для укрепления этого направления.

 Хотел бы напомнить, что государственная программа «Социальная поддержка граждан» является наиболее объемным финансовым инструментом по данному направлению. За 2013—2020 годы объем ее финансирования составляет 13,7 триллиона рублей, и мы выходим в 2018 и 2019 годах практически на 2 триллиона рублей — это и федеральный бюджет, и внебюджетные источники.

Основными направлениями данной государственной программы являются все федеральные обязательства по поддержке граждан — пособия, выплаты льготным категориям населения, меры поддержки для различных переданных полномочий в виде трансфертов, в виде субсидий, то есть программа охватывает фактически все социальные обязательства, за исключением тех, которые относятся к силовому блоку. И также, безусловно, программа является основным инструментом улучшения системы социального обслуживания граждан Российской Федерации.

За последний год в результате в том числе и тех мер, которые реализованы с помощью программы, численность населения с доходами ниже прожиточного минимума сократилась на 1,1 миллиона человек — с 21,1 миллиона человек до 20 миллионов человек. Это первая положительная динамика после определенных отрицательных явлений, которые происходили в экономике. Мы надеемся, что тенденция будет закреплена, и здесь основным источником роста должно быть увеличение прежде всего заработных плат и тех социальных трансфертов, которые вводятся различными решениями, в том числе и теми, которые предусматриваются новыми законами.

В 2018 году были дополнительно сформулированы направления, которые вошли в президентский пакет озвученных демографических инициатив. Это прежде всего пособие на первого ребенка — новое пособие, которое действует с 1 января 2018 года.

Напомню, что средний размер пособия сейчас составляет 11 тысяч рублей. Более 170 тысяч семей с начала года обратились за пособием, и около 150 тысяч семей уже его получают.

Также, безусловно, программа охватывает мероприятия по поддержке граждан в виде материнского (семейного) капитала. Это тоже достаточно серьезные объемы финансирования — более 300 миллиардов рублей ежегодно.

В рамках подпрограммы «Старшее поколение» (тоже новая подпрограмма, которая начала реализовываться с 2017 года) мы сейчас разрабатываем новые подходы к так называемому долговременному уходу за гражданами. Здесь вектор заключается в том, чтобы обеспечить замещение стационарных технологий теми технологиями, которые наиболее приближены к проживанию граждан старшего поколения дома.

Сейчас в шести субъектах Российской Федерации — Волгоградской, Костромской, Новгородской, Псковской, Рязанской и Тульской областях — идет эксперимент. И мы исходим из того, что со следующего года (и это уже предусмотрено проектом федерального бюджета) мы будем расширять эксперимент. Объем финансирования в 2019 году составит 300 миллионов рублей, а с 2020 года поддержка субъектов на эти программы будет составлять по 2 миллиарда рублей ежегодно. Это будет существенная финансовая поддержка субъектов Российской Федерации, с тем чтобы они смогли переформатировать весь комплекс социальных услуг для наших граждан, прежде всего пожилых и инвалидов.

Хотел бы обратить внимание на то, что за последние годы нам удалось кардинальным образом сократить очередь в стационарные социальные учреждения. И если на начало 2014 года эта очередь составляла 16,6 тысячи человек, то сегодня это всего лишь 3,2 тысячи человек. Мы исходим из того, что в ближайшие годы мы сможем практически эту очередь обнулить и заняться параллельно улучшением условий пребывания пожилых граждан в таких учреждениях.

Также важным направлением программы является развитие и включение в предоставление социальных услуг негосударственного сектора. За 2014—2018 годы с 3,6 до 13,1 процента увеличилось количество организаций, именно негосударственных организаций, которые принимают участие. И мы достигли показателя, который перед нами был поставлен, — это 10 процентов в качестве такого порога, ощутимого порога, участия НКО. Мы этот показатель выполнили. И в дальнейшем мы ставим перед собой задачу — в течение предстоящих пяти-шести лет довести показатель до 20 процентов, тем самым обеспечив достаточно качественный уровень предоставления услуг через негосударственные организации, волонтерские организации, благотворительные организации.

Мы также продолжаем работу по улучшению социального обслуживания граждан пожилого возраста в социальных учреждениях. В 2018 году в 19 субъектах Российской Федерации в соответствии с госпрограммой у нас проводится завершение реконструкции либо строительства новых учреждений, в 239 организациях социального обслуживания производятся соответствующие ремонтные работы. Это позволит, по нашим оценкам, улучшить качество предоставления услуг для 23 тысяч пожилых людей.

Хотел бы также обратить внимание на такой элемент государственной программы, как социальный контракт. Мы исходим из того, что необходимо предоставлять гражданам социальную помощь, прежде всего обуславливая ее активными действиями самих получателей государственной помощи.

В прошлом году нам удалось увеличить практически на 70 процентов охват такой технологией, как социальные контракты.

Мы знаем, что в субъектах Российской Федерации недостаточно финансовых ресурсов на эти цели, хотя это полномочие субъектов Российской Федерации. И мы постоянно ведем дискуссии, в том числе и в правительстве, по поводу того, что если мы хотим развивать эту форму, если мы хотим делать ставку не на пособия, то нам необходимо определенным образом этот институт развивать, и возможно — с определенной поддержкой из федерального бюджета. Пока вопрос не решен, но мы его держим в поле своего внимания и считаем, что это достаточно перспективное направление. С учетом задачи по снижению в два раза уровня бедности до 2024 года нам необходимо будет этот инструмент очень серьезным образом задействовать и активизировать. Пока количество граждан, которые в этой технологии участвуют, составляет (из тех, кто в ней нуждается) порядка 7—8 процентов, то есть перспектива у этого инструмента, безусловно, есть.

Каким образом мы предполагаем развивать программу? Часть этих предложений уже нашла отражение в проекте бюджета на предстоящую трехлетку, который сегодня рассматривается в Государственной Думе в первом чтении, и в национальных проектах, прежде всего в национальном проекте «Демография», утвержденном на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам 3 сентября. Сейчас мы готовим вместе с экспертами и представителями, в том числе Совета Федерации, так называемые федеральные проекты. Я коротко на них остановлюсь.

Проект «Демография» пересекается с государственной программой «Социальная поддержка граждан». Его объем финансирования из федерального бюджета за шесть лет составит 2,9 триллиона рублей. Основные направления — как раз те меры социальной поддержки семей при рождении ребенка, которые нашли отражение в новом пакете законов, которые реализуются с начала этого года. Это возможность получения выплат из материнского (семейного) капитала при рождении второго ребенка, это пособие на первого ребенка (новое пособие), это строительство учреждений дошкольного образования. Порядка 255 тысяч новых мест за три года (2019, 2020 и 2021-й) будет открыто для тех семей, которые нуждаются в предоставлении этой услуги. Мы исходим из той очереди, которая на сегодня сложилась в детские дошкольные учреждения для детей в возрасте от полутора до трех лет. Я хочу обратить внимание, наша задача — обеспечить местами в дошкольных учреждениях семьи с детьми в возрасте от полутора до трех лет. За три года на эти цели тоже будут выделены финансовые средства из федерального бюджета в полном объеме.

Кроме того, это те мероприятия, которые предусмотрены для стимулирования ипотечного кредитования. Я напомню, что с этого года семьи, у которых рождается второй, третий и последующий ребенок, могут воспользоваться ипотекой по ставке 6 процентов, а всё остальное субсидируется из федерального бюджета. Программа сейчас реализуется в субъектах Российской Федерации, мы внимательно за этим следим.

Также считаю необходимым отметить, что мы с 2020 года будем развивать программу по переобучению женщин, которые находятся в отпуске по уходу за ребенком. Будут выделены соответствующие финансовые ресурсы, в проекте бюджета с 2020 года они также предусмотрены. Наша задача — за пятилетний период обучить более 200 тысяч женщин, которые находятся в отпуске по уходу за ребенком. Это позволит, безусловно, усилить и их возможности на рынке труда, улучшить их возможности в трудоустройстве в случае изменения жизненной ситуации.

В государственную программу также войдут новые средства для реализации, как я уже сказал, задачи поддержки старшего поколения, развития программ долговременного ухода. С 2020 года будет выделяться по 2 миллиарда рублей для поддержки субъектов Российской Федерации.

Беспрецедентная цифра (потому что каждый год мы финансировали по 1 миллиарду рублей) — 41,7 миллиарда рублей будет выделено на улучшение проживания граждан в учреждениях социального обслуживания. Это деньги, которые пойдут в бюджеты субъектов Российской Федерации. Мы начнем с 2 миллиардов рублей и будем увеличивать потом до 5,8 миллиарда рублей ежегодно, с тем чтобы эту проблему тоже в перспективе решить.

Следует обратить внимание на то, что со следующего года будет оказываться поддержка субъектам Российской Федерации для переобучения лиц предпенсионного возраста, по 5 миллиардов рублей ежегодно будет направляться. Это тоже решение задачи поддержки людей, которые будут иметь потребность в переобучении и находиться под какими-то рисками на рынке труда.

И последнее, на что я хотел бы обратить внимание. Безусловно, мы исходим из того, что к 2024 году необходимо в два раза снизить уровень бедности. И сейчас мы разрабатываем специальные мероприятия по снижению бедности. Вы знаете, что вместе с субъектами Российской Федерации в прошлом году была внедрена так называемая Единая государственная система социального обеспечения. Мы начинаем со следующего года пилотные проекты с шестью регионами и будем отрабатывать адресный подход — портрет лиц из тех семей, которые находятся у нас в зоне риска. Задача достаточно сложная, многоаспектная, она связана и с трудоустройством, и с возможными мерами социальной поддержки, развитием социального контракта. И нам нужно будет в каждом регионе фактически создать реестр тех семей, которые нуждаются в этой помощи. Эта помощь должна быть адресной.

Также на заседании Максим Топилин ответил на вопросы сенаторов.

О повышении доходов населения

— Первое решение, которое относится к компетенции министерства и правительства, с точки зрения возможного влияния на состояние заработных плат, было принято (мы долго к этому мероприятию готовились) — это установление минимального размера оплаты труда на уровне прожиточного минимума. Дальше мы будем соотношение поддерживать.

И если вы обратили внимание, по статистике, за этот год заработные платы растут и в реальном, и в номинальном выражении беспрецедентными темпами. Практически на 11 процентов увеличился размер заработной платы. И я думаю, что здесь очень серьезную роль сыграло установление минимального размера оплаты труда на уровне прожиточного минимума.

Дальше — это то, что связано с реализацией указов президента. В начале 2018 года указы были выполнены. Сейчас мы наблюдаем за ситуацией. Есть небольшие отклонения, но все регионы продолжают безусловное исполнение указов по соотношениям зарплат врачей, учителей, социальных работников. Это тоже инструмент, который находится в зоне влияния соответствующих бюджетов — как федерального, так и региональных.

 

Об изменениях в законодательство о страховании от профессиональных заболеваний

— Я считаю, тема очень важная, потому что у нас действительно самой большой проблемой является, если можно так сказать, сверхсмертность населения в трудоспособном возрасте, прежде всего мужчин, в том числе в связи с неблагоприятными факторами на производстве, ведением нездорового образа жизни. И в трудоспособном возрасте смертность мужчин практически в два раза превышает смертность женщин.

С другой стороны, существует страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. И первая часть этого страхования (закон № 125 от 2000 года) — страхование от несчастных случаев — работает как часы, там всё понятно и прозрачно. А что касается второй части (страхование от профессиональных заболеваний), то наши исследования показывают, что данный вид страхования практически не работает. Почему? У нас профессиональных заболеваний в год фиксируется порядка шести-семи тысяч. Очень сложно поверить, что профзаболеваний так мало. Профзаболевания, по всем исследованиям, либо не выявляются, либо выявляются очень поздно, и в итоге мы, безусловно, этот возможный элемент влияния на здоровье, на сохранение здоровья, выявление различных отклонений от нормы практически не видим и меры не принимаем.

Мы сейчас готовим вместе с Министерством здравоохранения изменения в закон, с тем чтобы выявлять профзаболевания раньше, обучать людей, направлять на диспансеризацию. И если вдруг выясняется, что человек не может работать на производстве в силу объективных причин (так сложилось, что здоровье не позволяет), то тогда нужно его переобучать и искать ему другое рабочее место. Но главное — выявлять на ранних стадиях. Мы пытаемся найти экономические инструменты, выстроить этот механизм. Работа идет, честно скажу, очень сложно. Привлекаем ученых. Будем стараться эту задачу реализовать.

О расширении участия негосударственного сектора в предоставлении услуг социального обслуживания населения

— Мы исходим из того, что негосударственный сектор у нас достаточно серьезным образом поддерживается. Сейчас правительством внесен законопроект о социальном заказе. Это в еще большей степени позволит переводить заказ в некоммерческий сектор.

Но, как мне кажется, искусственное переоформление тех или иных организаций в некоммерческие или негосударственные — путь очень опасный. У нас есть опыт ряда регионов, которые этим путем пошли, — пока там результат отрицательный (я не буду называть регионы). Но искусственное создание, какое-то искусственное стимулирование — это, мне кажется, неправильный путь. Всё должно происходить своим чередом при поддержке государства.