Сергей Ерёмин: «Для каждого жителя город должен быть родным»

В октябре 2017 года Сергей ЕРЁМИН стал мэром Красноярска. Прошедшие с тех пор два года вместили в себя множество больших и малых событий, главнейшие из которых — это Зимняя универсиада и подписание президентом России указа о праздновании 400-летия столицы края. Глава города рассказал о своих взглядах на развитие и перспективы Красноярска, о том, как он уже изменился и как будет меняться в будущем.

— Сергей Васильевич, вы работали министром транспорта в правительстве края, почему решили кардинально всё изменить и приняли участие в конкурсе на должность мэра Красноярска?

— В государственной и муниципальной системе управления я работаю уже около десяти лет. До прихода в мэрию имел хороший управленческий опыт. Зачем мне это было нужно? Мотив был одновременно и сложный, и простой. Имелась задача, вызов — оставалось чуть больше года до Универсиады. Было много вопросов по срокам различных работ. Надо было их решать. Была и поддержка со стороны нового губернатора Александра Усса, сложилась команда. Конечно, я этот вызов принял.

Это был крайне сложный период. Понимал ли я до конца глубину всех проблем? Сейчас можно говорить откровенно. Может быть, я видел контуры, но не представлял масштаб процессов. Думал, что мне уже всё понятно, что я всё знаю. Я глубоко заблуждался. Муниципалитет — это, конечно же, особая среда. Красноярск по-прежнему является для меня учителем. Ежедневно он меня чему-то учит.

И для меня абсолютно необходима работа команды. Моя функция — построить и нацелить людей, чтобы каждый в своем направлении действовал на сто процентов. И нельзя плыть по течению, нужно креативить, мечтать и воплощать мечты в жизнь.

Сейчас, конечно, многое становится понятным. Мне уже не надо досконально изучать тему. Достаточно освежить информацию, немного цифры систематизировать, и становится ясно, что делать. Но каждый день встречаешь всё новое и новое. Это современный управленческий вызов.

Общество становится более сегментированным по интересам и запросам. У нас сформировалось множество различных групп. И надо, чтобы каждый человек имел возможность проявить себя и быть сопричастным с городом.

Каждый человек решает свои вопросы. Простые, бытовые: работа, квартира, учеба. Это нормальный процесс. В некоторых больших городах смотришь в глаза людей и понимаешь, что они не замечают свой город. Мне кажется, город всё-таки должен для каждого жителя быть родным. Это самая главная задача.

 

— Вы часто употребляете слово «столичность» по отношению к Красноярску. Какой именно смысл вы вкладываете в это слово?

— Да, я часто говорю о столичности Красноярска. В моем восприятии это ни в коем случае не формально-административный термин.

Столичность для меня — это в первую очередь чистота, опрятность, системность подходов к содержанию города, интеллигентность и узнаваемость.

Но главное — горожане. Расшифровка слова «столичность» лежит на поверхности: столица — сто лиц. Люди и есть основное содержание этого слова. Город должен жить активно. Чтобы он стал комфортным и привлекательным, надо стараться вовлечь в развитие каждого человека. Неравнодушные жители создают проекты, подключаются к уже существующим. Понятно, что каждый отдельно взятый красноярец формирует вокруг себя определенный центр притяжения. Вот это, я считаю, и есть главная ценность.

 

— За последний год произошло определенное смещение приоритетов в части формирования городской среды. Судя по всему, не всё идет идеально гладко, ведь многие горожане были, к примеру, недовольны так называемой транспортной реформой. Был негатив и по отношению к выделенным полосам для общественного транспорта. Так какие всё-таки ставились цели?

— Если говорить про систему общественного транспорта, она, конечно, имеет резерв для совершенствования. К сожалению, в такой сфере, как транспортная инфраструктура, принять решения, которые удовлетворили бы всех, — невозможно. Есть три разнонаправленных вектора потребностей: нужды пешеходов, пассажиров общественного транспорта и автомобилистов.

Ранее приоритет явно отдавался автомобилям. Автомобиль был главным. Но сейчас мы стараемся сместить акценты в сторону общественного транспорта.

Сама конфигурация транспортной системы неидеальна. У нас львиную долю пассажиров перевозят автобусы. В конце 2017 года мы столкнулись с тем, что второе автотранспортное предприятие обанкротилось, и помочь ему было уже невозможно. Кроме того, около десяти перевозчиков ушли с линии, а это почти 80 автобусов. Часть маршрутов пришлось переформатировать. Мера не самая популярная, но она позволила сохранить систему, чтобы потом не собирать ее с нуля.

Сейчас мы переходим на следующий этап. Внедряется система электронных платежей, которая поможет объективно понимать рынок. Обычный подсчет пассажиров — не самый эффективный способ выяснять востребованность тех или иных направлений.

Есть у нас и электротранспорт, который мы также намерены сохранить и развить, пусть он пока и уступает автобусам в доле перевозимых пассажиров.

Что касается выделенных полос для общественного транспорта, то я, например, радуюсь, когда меня, стоящего в пробке, обгоняет общественный транспорт.

 

— А что делается для создания комфортных условий для пешеходов?

— Помаленьку начинаем сдвигать баланс к пешеходным зонам. Хочется сделать участки, где можно «выключиться» из режима мегаполиса. Человек должен чувствовать себя на улице свободно и комфортно. Приведу несколько примеров. В прошлом году начали обустраивать пешеходную зону на улице Дзержинского. Сейчас это наш мини-Арбат. Далее по подземному пешеходному переходу, не пересекаясь с транспортом, можно дойти до Центрального парка, а потом на улицу Горького, где восстанавливается Исторический квартал с пешеходной зоной.

Сейчас «собираем» еще одну пешеходную зону в районе Дворца пионеров по набережной Качи с выходом на Стрелку. Приходите, гуляйте. Площадь Мира тоже закрыта для машин. Ко мне кто только не приходил с тем, чтобы ее открыть для транспорта, для парковки! Но моя позиция принципиальна — автомобилистов туда нельзя пускать. Площадь полностью запаркуют, а всем места всё равно не хватит. Сейчас это полноценное общественное пространство. Тем более, губернатор поручил восстановить пешеходный мост через улицу Карла Маркса. Он увяжет площадь Мира в единое пространство с набережной. От Николаевского моста можно будет пешком попасть на остров Татышев.

Проспект Мира — еще один ключевой городской объект. Я глубоко убежден: необходимо прекратить по нему транзитное движение. Можно приехать в магазин, в кафе. Это деловая улица, которую нельзя использовать как магистральную.

Шагнуло благоустройство и на правый берег. В этом году начали благоустраивать правобережную набережную, в следующем сезоне продолжим.

А в сентябре во время фестиваля «Театральный синдром» мы впервые закрыли движение на Вавилова. И там же на вечернее световое шоу французского циркового уличного театра Remue Menage 10 тысяч зрителей собрались! Хотя многие говорили: «Да кто туда придет?!» Я считаю, должно быть зеркально: улица Вавилова — как Мира, только на правом берегу.

 

— В последнее время из уст горожан звучало довольно много претензий к строительству. Красноярцы были недовольны отсутствием инфраструктуры в новых районах, излишне плотной застройкой и чрезмерной этажностью.

— Да, справедливых упреков немало. Я сам остаюсь при мнении, что у нас многие элементы уникального природного ландшафта при застройке были потеряны. В большом городе, конечно, должны быть высотные дома, особенно в таком, как миллионный Красноярск. Но эти дома не должны образовывать «китайские стены», когда по 10—12 подъездов, 27 этажей. В домах по 1200 квартир. Приблизительно по шесть тысяч жителей в одном доме. Это же почти население отдельного микрорайона!

Нашу идею ограничения этажности не все строители поддерживают, но городу нужна гуманная застройка. «Свечка», как доминанта, может присутствовать. Да, есть потребительский запрос на высокие этажи. Но когда стоит такая стена, ничего вокруг не видно и ничего не продувается, такого допускать нельзя. Сейчас идет очень напряженная дискуссия. Будем стараться выйти на комплексный подход к застройке. Он будет касаться и вопросов обеспечения новостроек инфраструктурой. Объемы строительства социальных объектов на сегодня могут быть сравнимы с советским периодом. Мы, по сути, многогодовой дисбаланс подтягиваем, чтобы уравновесить социальную несправедливость.

 

— А как решается задача вовлечения бизнеса в решение городских проблем и что мог бы сделать для Красноярска бизнес?

 — Сегодня из крупных проектов в нашем инвестиционном «портфеле» — аквапарк. Это в определенной степени имиджевый объект для города. Разрешение на его строительство выдано, проект стартовал.

Но необходимо строить и обычные бассейны. Их не хватает. Мы получили четкий сигнал от жителей.

Нужен Красноярску и пятизвездочный отель. Особенно учитывая те спортивные и культурные события международного масштаба, которые у нас запланированы.

В миллионном городе должен быть и крематорий.

Частный бизнес обязательно должен входить в сферу торговли и общественного питания. У нас должны быть так называемые агрогородки, где жители смогут приобретать фермерскую продукцию, произведенную в нашем крае.

Малый и средний бизнес может развивать сети кафе, ресторанчиков. В том числе совсем небольших, с привязкой к пешеходным зонам.

При этом бизнес должен вести себя в Красноярске цивилизованно. Территория возле больших и малых предприятий должна быть чистой и ухоженной. Я сторонник идеи, что если человек сам хоть как-то причастен к благоустройству, если он хотя бы подмел территорию, он уже не будет относиться к городской среде наплевательски. Это большой воспитательный процесс, и начинать нам нужно с себя.

В Красноярске с бизнесом по этому направлению работает служба городовых. Их задача заключается в общении с представителями бизнеса, убеждении, построении диалога. У них нет задачи просто прийти и выписать штраф за какую-то неправильную вывеску или покосившееся крыльцо.

Кстати, я сам зачастую благодарю бизнесменов за внимание к облику города. Могу позвонить или отправить СМС.

 

— Наступила зима. В прошлом году мэрию критиковали за использование противогололедного средства «Бионорд». Якобы оно опасно для здоровья и техники. Какую подсыпку для дорог будем использовать этой зимой?

— Применение современных материалов — это условие, которое я ставлю перед заказчиками и подрядчиками, занимающимися содержанием дорожной сети.

В конце 2017 года я приехал на автотранспортное предприятие, а там лежат горы песка, глины и щебня. Выяснилось, что за зимний сезон используется 60 тысяч тонн. Это десять железнодорожных составов грязи и пыли. Мы дышали этой пылью, она забивала и выводила из строя ливневую канализацию.

После того как мы начали применение более современного противогололедного материала, содержание частиц пыли в воздухе снизилось многократно. Может быть, первый блин использования этого материала действительно вышел комом, специалисты неверно определили объемы средства, необходимые при той или иной погоде. Но мы несколько раз приглашали в Красноярск представителей завода-производителя. Они проводили обучающие семинары.

В этом сезоне, учитывая работу над ошибками, будем продолжать использовать современные противогололедные материалы.

 

— В 2028 году будет отмечаться 400-летие Красноярска. Как город будет готовиться к этому важнейшему для себя событию?

— Благодаря поддержке губернатора Красноярского края юбилей города стал не только региональной, но и федеральной повесткой. И это не только праздник, речь идет о комплексе проектов.

У меня на рабочем столе лежит объемный документ, где определен набор задач, которые необходимо решить к 400-летию. Среди них можно выделить три ключевые.

Во-первых, необходимо продолжить благоустройство Красноярска. Будет формироваться и совершенствоваться визуальный образ города, его световое оформление. Появятся новые парки и скверы с интересными компоновочными решениями.

Во-вторых, нужно использовать богатейшее историческое наследие Красноярска.  Занимаясь новыми пространствами, мы ставим перед собой задачу сохранить и ту грань Красноярска, которая пришла к нам из прошлых веков его жизни.

В-третьих, обязательное восполнение баланса по социальным и образовательным учреждениям в различных районах города. Это в первую очередь строительство школ и детских садов в новых микрорайонах, а также ремонт тех учреждений, которые находятся в ранее застроенных территориях, но уже ветшают.

Кроме того, есть и международная повестка. Во время проведения Универсиады мы поняли, что можем достойно принимать гостей со всего мира, готовы и хотим.

Наше расположение в центре России является большим преимуществом. Когда в восточной части страны вечер, а в западной только утро, в Красноярске в разгаре рабочий день. Этим обязательно нужно пользоваться. Мы можем стать центом принятия решений, и крупные компании, которые работают в России, неслучайно открывает у нас свои офисы.

Созданная за последнее время инфраструктура обеспечивает нам событийную повестку. Красноярск примет первый за Уралом чемпионат России по фигурному катанию. Мы готовим заявку на чемпионат мира по современным горнолыжным видам спорта в 2025 году, ведь у нас и зимний сезон долгий, и снег натуральный. Также принято решение о проведении в городе мирового чемпионата по робототехнике. А еще нам подтвердили проведение в 2022 году чемпионата мира по борьбе.

Есть еще одна тема из категории мечты: принять в Красноярске детские Олимпийские игры. Это даже не Универсиада, это еще серьезнее. У нас хорошая основа, есть вся необходимая база. Надо пробовать, искать возможности, и тогда получится достигнуть успеха.