№ 2 (36) 2016

Нас с детства приучали к мысли, что наше здоровье — забота медицины, что именно к врачу нужно бежать в случае малейшего нездоровья. Что ж, вероятно, какой-то наивный идеалист-утопист когда-то давно именно так всё и задумал. Вероятно, это должно было работать. Но, увы, не всегда работает.

Да, врач давал клятву Гиппократа; да, он долго учился; да, он имеет большой опыт… Да, мы сохранили настоящую медицину, которая осталась искусством. Уметь рисовать и быть художником — разные вещи. Окончить медицинский институт и стать врачом — не одно и то же. За рубежом огромные средства превратили медицину в техническую специальность: высочайшая оснащенность клиник и уровень обследования заметно упростили процесс принятия любых решений — и диагностических, и терапевтических, и организационных. Не надо умничать! Результаты обследования свидетельствуют о том, что... Вот вам и диагноз. А лечить эту болезнь следует так: а)...; б)...; в)... Остается лишь добросовестно следовать инструкциям.

Но у нас всё иначе, всё держится на личности врача, который чувствует, угадывает, лечит и вылечивает.

Но человеческий фактор не исключает возможности ошибки. Официальную статистику врачебных ошибок в нашей стране никто не ведет. Зато не скрывают тревожных данных социологи. В прошлом году фонд «Общественное мнение» провел опрос населения, респондентам был задан вопрос: были ли у вас или у ваших близких случаи, когда врач ошибался в диагнозе или неправильно назначал лечение? Результаты оказались красноречивыми: 42 % людей ответили утвердительно. Объективности ради отметим, что врачебные ошибки случаются во всех странах. Но в США или Франции их доля составляет 3—4 %, а у нас — свыше 40 %, то есть в 10 раз больше.

Почему это происходит? Во-первых, наши медицинские технологии и оснащение больниц далеки от западных. Во-вторых, наши врачи замотаны огромной нагрузкой. По данным краевого министерства здравоохранения края, укомплектованность врачами в регионе составляет 60 %, то есть на каждого врача приходится почти двойной объем работы.

В сложившейся ситуации я вижу только один выход. Перефразируя знаменитую фразу о спасении утопающих, можно сказать так: «Исцеление больных — дело рук самих больных». Я ни в коем случае не призываю никого навсегда отвернуться от традиционной медицины и начать усиленно испытывать на себе последние достижения древних целительских практик индейских племен. Но есть такая штука, как здоровый образ жизни. Несмотря на заезженность фразы, в ней заключен огромный смысл. Здоровая пища, достаточная подвижность, подходящий именно вашему организму режим сна и отдыха, добрые отношения с окружающими, возможность творческой самореализации, чистая совесть (да-да, и это тоже…). Вот, собственно, и всё. Если вы сможете всё это себе обеспечить, ни одна болезнь не выдержит такого беспредела. 

Что ж, думаю, на сегодня достаточно слов. Я искренне желаю, чтобы все болячки обходили вас стороной и чтобы всё написанное выше было для вас не актуально.

Искренне ваш,

Андрей Павлович БРАТЧУН, главный редактор