Будни социального партнерства

На заседании краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений 4 октября 2019 года Сергей ЛЕДОВСКИХ рассказал собравшимся о развитии социального партнерства в Красноярском крае.

К институту социального партнерства можно по-разному относиться, но на сегодняшний день ничего более конструктивного в выстраивании взаимодействия власти, работодателей, профсоюзов пока не предложено.

Социальное партнерство как площадка для поиска компромисса, выработки понимаемых и принимаемых тремя сторонами решений является важным и нужным инструментом на любом уровне, будь то федеральный, региональный или территориальный.

В настоящее время на территории Красноярского края действует 46 координационных советов организаций профсоюзов. Не все территории охвачены в силу разных причин: в ряде территорий существует малое количество первичных профсоюзных организаций, сказывается большая удаленность ряда городов и районов, кадровые проблемы, влияет и то, что в последнее время стало редким посещение территорий. Но работаем, находим варианты для решения задач.

На начало 2019 года в Красноярском крае заключено 36 территориальных трехсторонних соглашений.

В Красноярском крае 2748 первичных профсоюзных организаций (ППО), в которые входят 262 380 членов профсоюза. На начало 2019 года в крае заключено 2533 коллективных договора, они распространяют свое действие на 334 725 работников.

Необходимо объяснить, почему есть разница в цифрах между количеством первичных профсоюзных организаций и количеством коллективных договоров. К примеру, на все первички на железной дороге действует единый коллективный договор, такая же картина в отраслях почты и связи, частично это присутствует у металлургов. При этом хочу отметить, что я называю цифры только по тем организациям, где есть ППО, и не затрагиваю те, в которых действуют иные представители работников. К слову сказать, многие работодатели идут на то, чтобы заключать коллективный договор с иным представителем, так как контролировать исполнение коллективного договора у иного представителя нет полномочий, и многих это устраивает. В территориях это всё считают вместе: коллективные договоры и с представителями профсоюза, и с иными представителями, поэтому мы называем одни цифры, города и районы — другие.

По наличию институтов социального партнерства, количеству коллективных договоров (КД) и ППО в территориях картина следующая.

В Назарове территориальная трехсторонняя комиссия есть, соглашение есть. ППО — 44, КД — 41.

В Канске территориальная трехсторонняя комиссия создана буквально чуть больше месяца назад после длительного перерыва, ППО — 96, КД — 86.

В Сосновоборске территориальная трехсторонняя комиссия есть, но ни разу за прошедший год не собиралась, ППО — 20, КД — 14.

В Дивногорске территориальная трехсторонняя комиссия есть, работает в соответствии с планом (четыре заседания), ППО — 38, КД — 29.

В Березовском районе территориальная трехсторонняя комиссия есть, работает в соответствии с планом (заседания ежеквартально), ППО — 39, КД — 28.

В Емельяновском районе территориальной трехсторонней комиссии нет, ППО — 62, КД — 49.

В Северо-Енисейском районе: ППО — 14, коллективных договоров — 12, но трехсторонней комиссии нет, координационного совета профсоюзных организаций нет, наличие объединения работодателей под большим вопросом. Есть ППО в образовании, Почте России и ЖКХ. Попытки металлургов создать ППО заканчивались жестким недовольством со стороны руководителей организаций.

Не созданы территориальные трехсторонние комиссии в Бородине, Балахтинском, Емельяновском, Курагинском, Минусинском, Мотыгинском, Тасеевском районах. Телефонные переговоры с представителями сторон социального партнерства городов, районов не дают ожидаемых результатов — никто не отказывает, подтверждают, что дело нужное, и на этом всё замирает.

Одной из причин невозможности создать трехсторонние комиссии является отсутствие объединений работодателей в Тасеевском, Емельяновском районах, в Бородине. В Канске, как я уже говорил, недавно возобновило работу объединение работодателей, сформирована трехсторонняя комиссия. Надеемся, работа будет поступательно продвигаться.

В ряде территорий, где есть в наличии все три стороны социального партнерства, по разным причинам не заключены трехсторонние соглашения — в Дивногорске, Боготоле, Кежемском, Краснотуранском, Манском, Партизанском, Козульском, Сухобузимском, Ужурском, Саянском районах. Вроде все согласны и на словах заинтересованы, а движения нет.

Несмотря на наличие территориальных комиссий, в 2018 году не провели ни одного заседания в Минусинске, Сосновоборске, Дзержинском, Идринском, Краснотуранском, Манском, Саянском, Сухобузимском, Ужурском районах.

Хочу отметить города и районы, где, по нашей оценке, хорошо организовано взаимодействие трех сторон — это Ачинск, Лесосибирск, Назарово, Шарыпово, Шарыповский, Канский, Каратузский, Абанский районыы.

Казалось бы, все согласны, что формат взаимоотношений рабочий, а пробуксовка идет. Чего стоит вопрос по выплате минимальной заработной платы! В декабре 2017 года было принято решение Конституционного суда РФ о МРОТ. Стороны социального партнерства на краевом уровне не смогли договориться об алгоритме действий по данному вопросу. В итоге работники массово пошли в суд и прокуратуру. В трудовых коллективах возникла нервозность, резко возросла социальная напряженность. В итоге деньги всё равно пришлось изыскивать и выплачивать, но людям жизнь изрядно осложнили. На 15 июля 2019 года общая сумма требований по суду составила 856 393 тыс. рублей, и уже выплачено 793 105 тыс. рублей. Через суды уже прошли 31 956 человек, и процесс еще не закончился. И это только в бюджетной сфере. На начальном этапе были обращения в суды и от работников угольной, металлургической отраслей, в организациях Почты России и некоторых других видах экономической деятельности, но производственники сняли эти вопросы. Конечно, остаются вопросы в среднем и малом бизнесе. Наработались все — прокуратура, Гострудинспекция, суды, председатели ППО. Можно было публично сделать заявление представителям сторон, что деньги людям будут выплачены, может, в более поздние сроки, но этого не случилось.

Вопросы проведения специальной оценки условий труда, обеспечение участия в этом процессе самих работников также вызвали в ряде организаций края непонятное напряжение, и в итоге — ненужные походы в суд, отмена в ряде случаев итогов спецоценки.

Вопросы повышения заработной платы, ее индексации и много других вопросов также требуют внимательного подхода от трех сторон социального партнерства. При этом ситуация в ряде видов экономической деятельности показывает необходимость формирования трехсторонних комиссий на всех уровнях, так как вопросы, рассматриваемые на заседаниях трехсторонних комиссий, различны и затрагивают все стороны трудовых отношений. Например, о трудоустройстве молодежи и кадровой политике, о повышении минимальной заработной платы и в целом о повышении заработной платы, о соблюдении условий охраны труда в организациях, о диспансеризации взрослого населения, о работе общественного пассажирского транспорта, об организации и проведении летнего отдыха детей, о реализации пенсионных прав граждан в связи с пенсионной реформой и ряд других вопросов. Здесь необходимо отметить, что трехсторонние комиссии — это в первую очередь площадки для переговоров и возможность услышать позиции друг друга. В приказном порядке здесь не предусмотрено действовать. Мы должны вопросы, которые беспокоят людей, вредят нормальному функционированию организаций, доносить до сведения руководителей, наделенных полномочиями, принимать решения и контролировать их исполнение.

Сейчас нам вновь федеральное правительство вбросило головоломку о так называемой регуляторной гильотине, в немыслимо короткие сроки необходимо проработать огромное количество нормативных документов и внести по ним предложения. Создается впечатление, что это умышленно делается в такой спешке, чтобы никто не успел даже понять, что произошло, а затем невероятными усилиями придется поправлять ошибки. А это касается восьмичасового рабочего дня, районных коэффициентов для северных территорий, вопросов охраны труда. Но мы, несмотря на все эти недоразумения, считаем, что в крае у нас всегда конструктивные переговоры и с большинством работодателей, и с правительством.

В 2009 году на заседании краевой трехсторонней комиссии с целью создания территориальных трехсторонних комиссий, заключения территориальных соглашений была принята договоренность о совместных поездках по краю рабочей группы от краевой трехсторонней комиссии в те районы и города, где такая необходимость была. В рабочей группе принимали участие специалисты от каждой стороны. Проводились рабочие встречи, разъяснения, принимались решения. На год утверждался график поездок, который подписывали координаторы. Данная работа проводилась на протяжении нескольких лет, что дало свои результаты. Предлагаем возобновить такую практику, может, чуть в меньшем объеме. Нужно бывать в территориях. В последнее время ФПКК осуществляет поездки «в одиночестве», и порой не на все вопросы находятся ответы. Приходят новые руководители в городах и районах, новые команды, и не всегда есть понимание данного направления работы, это тоже нужно учитывать. Сказалась и частая сменяемость в последнее время кураторов данного направления в правительстве края.

Формат трехсторонних взаимодействий необходимо поддерживать, может быть, что-то поправлять, настраивать на рабочий ритм и двигаться вперед. Учитывая, что представители профсоюзной стороны и работодателей — это люди, не освобожденные от основной своей работы в организациях, видим главным действующим лицом социального партнерства в городах и районах руководство территорий.

 

ОБ ОПЛАТЕ ТРУДА

Татьяна ИГНАТОВА, председатель краевой организации профсоюза работников жизнеобеспечения, рассказала о зарплатах в отрасли ЖКХ и на предприятиях электротранспорта.

— Если средняя зарплата по отраслям экономики края составляет 48 762 рубля, то по организациям ЖКХ — 29 780 рублей, или 61 % к средней по краю.

Вместе с тем оплата труда работников ЖКХ производится в основном в соответствии с предусмотренной в отраслевом тарифном соглашении (ОТС) минимальной тарифной ставкой от 8830 рублей до 11 280 рублей в зависимости от рода экономической деятельности предприятия. В результате на максимальную ставку — 11 280 рублей по ОТС — перешло 43 % организаций, на ставку 10 303 рублей, утвержденную министерством тарифной политики края, — 37 %.

По-прежнему не применяют минимальную тарифную ставку со значительным отставанием следующие предприятия: ООО «СВР» г. Шарыпово, ООО «Водоканал» г. Назарово и ряд ЖКХ в сельских поселениях: ООО «Первомайское ЖКХ» Мотыгинского района, ООО «ЖКХ Солянский» Рыбинского района, ООО «Канифольнинский коммунальный комплекс» Нижнеингашского района, МУП г. Уяра «Городское коммунальное хозяйство», ООО «Ирбейский коммунальный комплекс» Ирбейского района. В Красноярске большинство предприятий завершат индексацию заработной платы до 1 ноября 2019 года в соответствии с ОТС, кроме МП «Специализированное автотранспортное предприятие».

Низкой остается зарплата в жилищных организациях края, где стоимость тарифов за ремонт и содержание жилищного фонда определяют жильцы дома, поэтому индексация зарплаты работников практически не производится. Необходимо срочно вносить изменения в Жилищный кодекс с передачей функций государственного регулирования тарифов на жилищные услуги региональным органам власти. Обращения от профсоюзной стороны уже направлены в Центральный комитет профсоюза и губернатору края с просьбой инициировать обращение в Госдуму РФ.

Что касается оплаты труда работников горэлектротранспорта, здесь ситуацию можно охарактеризовать как неудовлетворительную. Связано это с непроведением ежегодной индексации зарплаты в соответствии с ОТС. В МУП «Ачинский горэлектротранспорт» (МУП «АГЭТ») заработная плата не повышалась последние три года. В красноярском МП «Гортранс» только с 1 января 2019-го была повышена зарплата на 20 %. Отраслевая ставка по оплате труда в обоих случаях отстает более чем на пять тысяч рублей.

Средняя зарплата работников МУП «АГЭТ» составляет 20 661 рубль, или 42 % к средней по краю; в МП «Гортранс» — 28 500 рублей, или 58 % к средней по краю. Кстати, АГЭТ ждет повышения зарплаты на 6 % еще с ноября 2018 года за счет оптимизации расходов.

Заметим, что за последнее время крайкомом профсоюза предпринимались основательные меры по улучшению оплаты труда работников: приняты ОТС; заключены коллективные договоры; ежегодно в тарифы на жилищно-коммунальные услуги в министерство тарифной политики края, при поддержке отраслевого министерства, вносилась отраслевая ставка по оплате труда; министерство транспорта ежегодно информировало крайком профсоюза об учтенных расходах на организацию транспортного обслуживания и учтенной в затратах тарифной ставке по оплате труда на текущий год; подписано трехстороннее соглашение на 2018 год между крайкомом профсоюза, администрацией города Красноярска и красноярским «Гортранс»; на краевой и городской трехсторонних комиссиях постоянно слушались вопросы оплаты труда в ЖКХ и ГЭТ с рекомендациями производить оплату труда в соответствии с ОТС.

Накануне данной трехсторонней комиссии крайком профсоюза жизнеобеспечения получил письма от министерства транспорта края и департамента транспорта администрации города Красноярска, которые намерены проиндексировать зарплату работников МП «Гортранс» с 1 января 2020 года на 20 % с минимальной ставкой — 7435,2 рубля.

Более сложная ситуация сегодня в Ачинске. В министерстве транспорта края администрации города удалось защитить финансирование расходов на организацию транспортного обслуживания на 2020 год в сумме 41 521,8 тысячи рублей (на 2019-й было запланировано 37 506,3 тысячи рублей) с тарифной ставкой 6480 рублей. С 1 марта 2020 года ставка должна вырасти на 16 %. Однако администрация города предложила поднять ставку с 1 января 2020 года только на 6 %.

Считаю, что отток и нехватка кадров — прямое следствие низкой зарплаты на этих предприятиях. Этот вопрос необходимо решать. В то же время деятельность предприятий Красноярска и Ачинска оценивается как практически безубыточная, а ведь эти предприятия планово-убыточные, но зато экологически безопасные для населения. Это предприятия повышенной опасности, поэтому нужно закрепление кадров, для этого нужна достойная зарплата. Предлагаю комиссии рекомендовать повышение зарплаты работников АГЭТ с 1 марта 2020 года с минимальной тарифной ставкой 6480 рублей.