Острые углы круглого стола

Переоценить роль жилищно-коммунального хозяйства в жизни государства, пожалуй, невозможно. Этот сектор экономики социально значим и затрагивает каждого из нас. Повседневная жизнь сферы ЖКХ сложна и наполнена самыми разными вопросами: сложными, комплексными, многоаспектными.

В одиночку ни одна УК или ТСЖ не сможет их решить, здесь не обойтись без «коллективного разума», подкрепленного серьезной государственной поддержкой.


Поэтому проведение круглых столов, посвященных этой теме, уже стало в Красноярске традицией. В январе в рамках выставки-ярмарки «Строительство и архитектура» состоялся круглый стол «Модернизация жилищно-коммунального хозяйства Красноярья: проблемы и перспективы».

Первым на круглом столе выступил Сергей Островский, заместитель руководителя департамента городского хозяйства администрации Красноярска:

- В Красноярске нет дефицита электроснабжения, даже не смотря на недавнюю аварию на Саяно-Шушенской ГЭС. Причем мощности понемногу наращиваются, чтобы обеспечить подсоединение строящихся объектов. В ближайшее время состоится окончательный запуск энергоблока на Красноярской ТЭЦ-3, что даст возможность развиваться Советскому и Центральному районам. Как минимум, до 2015 года баланс тепловых мощностей в городе будет положительным.

Но есть и сложности. В частности, одна из основных проблем теплоснабжения – открытый водозабор. Сейчас на подпитку тепловых сетей идет вода из Енисея, которая не годится для приготовления пищи. В декабре 2011 года вышел ФЗ N416 «О водоснабжении и водоотведении», который рекомендует до 2020 года перейти на закрытые схемы, чтобы горячую воду готовить на теплообменниках и уйти от санитарно неблагополучной открытой схемы.

Еще проблема — в большей части города (процентов на 90) тупиковая схема подачи горячей воды, из-за чего в дальние микрорайоны и здания вода приходит остывшей, и люди вынуждены сливать часть воды, чтобы она стала горячей. Между тем при реализации ФЗ N261 «Об энергосбережении…» и население, и управляющая компания должны серьёзно относиться к учёту энергоресурсов всех видов. Мы занимаемся этой темой полтора года, неоднократно собирались в администрации города, привлекали к сотрудничеству все теплоснабжающие организации города, и большинство теплоэнергетиков готово к переходу на циркуляционную схему. В новых домах это закладывается сразу при проектировании и строительстве, а что касается существующего жилищного фонда, к сожалению, для перевода схемы на работу в циркуляционном режиме требуются дополнительные затраты. Однако это необходимо сделать, и тем самым повысить качество предоставляемых услуг – ведь тогда люди будут получать горячую воду практически мгновенно.

Если говорить о ФЗ-261, то здесь самый острый вопрос – оснащение приборами учёта. Это мероприятие затратное, и если по ТСЖ у нас картина более-менее благополучна, чего нельзя сказать про ГУК «Жилфонд», которая является самой крупной в городе эксплуатирующей жильё организацией. В итоге количество жилых домов, оснащённых приборами учёта тепловой энергии, в Красноярске, к сожалению, низко.

Владимир Пантелеев, главный редактор Бизнес-Сайта:

- Так сможем ли мы реализовать закон об энергосбережении?

Сергей Островский:

- В соответствии с ФЗ-261 до 1 июля управляющие компании должны выполнить работы по оснащению жилых домов всем набором приборов учёта – электро- и тепловой энергии, водоснабжения. В законе также написано, что, если управляющие компании со своей функцией не справятся, то реализацию положений закона придётся выполнять ресурсоснабжающим организациям. Думаю, какой-то объём сделаем однозначно.

Юрий Тарасов, Генеральный директор УК "ЮСТАС":

- В федеральной программе не предусматривается средств на оснащение жилых домов приборами учёта?

Сергей Островский:

- Да, средства выделяются. Только в ГУК «Жилфонд» было установлено около 760 приборов учёта тепловой энергии и около 500 счётчиков холодной воды, в основном по ФЗ-185. И закон продолжает действовать. Сейчас проводятся совещания, на которых рассматривается возможность форсирования установки приборов учёта.

Владимир Пантелеев:

- Думаю, теперь сами компании должны рассказать о том, какие проблемы стоят на пути внедрения энергосберегающих технологий.

Первым взял слово Юрий Тарасов:

- Законы нужно выполнять. И мы стараемся это делать: счётчики установлены в 90 процентов наших домов. Но я хотел бы поднять еще один важный, не технический вопрос. Что такое ЖКХ? Особенно часто это понятие мусолят СМИ, которые не являются специалистами в этой сфере! Конечно, в управляющих компаниях есть свои проблемы, но нельзя же так унижать нашу профессию! Понятия «ЖКХ» в принципе не существует! Есть понятия «жилищная служба», к которой я себя отношу, а есть «ресурсоснабжающие организации». Нет коммунального хозяйства, нет коммуны! Или не так?… Или я не прав?…

Почему-то многие считают, что в нашей системе происходят огромные хищения. Да нет их, огромных денег! Мы ведь, помимо прочего, должны двор содержать, сажать деревья и т.д. Теперь ведутся разговоры, что мы и внутридомовые дороги должны асфальтировать. А на какие средства? Мы работаем по госрасценкам и не имеем права брать с жильцов ни копейки лишнего. Возьмем, к примеру, пятиэтажный пятиподъездный дом. Начислено населению по содержанию домовой территории – 8347 рублей. Получено, естественно, на несколько процентов меньше. У нас, в лучшем случае, три месяца подряд было сто процентов, остальные – 97-98. И это очень хороший показатель! Из полученного: зарплата дворников – 3707 рублей, налоги – 1286, материалы (метла, лопата, мешки и прочее) – 486. Если дворнику платить такую зарплату, он будет работать? И так по всем статьям.

В обслуживающую организацию приходят разбираться жители по любым вопросам, потому что простой гражданин не пойдёт в «Водоканал» или в ТГК-13, чтобы спросить, почему нет горячей воды. Он туда просто не попадёт. И придет к нам! В общей сложности мы собираем 3 млн. 35 тыс., а вот управляющей компании на зарплату рабочим, содержание компании и прочее остаётся 704 902 рубля.

Владимир Пантелеев:

- Вы хотите нам сказать о необходимости повышения тарифов?"

Юрий Тарасов:

- Мы в состоянии работать в этих тарифах, и мы это делаем! Но хочется, чтобы люди относились к нам с пониманием и не приходили с войной. Почему всех слесарей считают алкоголиками? У меня слесарей только с высшим образованием пять человек! Мои работники вообще не пьют! Иначе сразу тут же выгоню – у меня очередь из желающих устроиться на работу.

Еще один проблемный вопрос хочу поднять. Четыре года назад все ресурсоснабжающие организации за то, что мы собирали для них их средства, отчисляли нам определённый процент – вознаграждение. Сейчас его отменили. Почему? Управляющие компании содержат штат работников, инспекторов, кассиров, чтобы собирать эти средства, которые целиком уходят в ресурсоснабжающую организацию. Я могу штат распустить – своё я всегда соберу, а вы своё собирайте сами.

В ресурсоснабжающих организациях постоянно стоит мировой плач: «У нас нет денег!» А после подведения итогов года озвучиваются астрономические суммы прибыли. Откуда прибыль у организации, если теплосети, как они объясняют, изношены на 80 процентов? Если у вас порвались ботинки, вы не будете розы покупать, а сначала купите ботинки. Нужно сети модернизировать, а не прибыль делить!

Далее выступил Сергей Брюзгин, генеральный директор ООО «Жилищно-эксплуатационный комплекс» (г. Канск):

- Наша компания обслуживает около 230000 квадратных метров жилья. К ресурсоснабжающим организациям у нас никаких претензий нет. Город и водой, и теплом снабжается хорошо. С 1 января 2009 года мы практически полностью перешли на расчет по агентским договорам с ресурсоснабжающими организациями за газ, водопотребление и отведение, теплоснабжение. Для заключения этого договора в Канск прибыли генеральный директор ТГК-13, министр жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края, которые в качестве эксперимента предложили нам заключить ими же составленный договор. Я думаю, это было правильное решение.

Главная проблема в Канске – взаимоотношения между ТГК и обслуживающими организациями. Сегодня люди ставят квартирные счётчики, а общими приборами учёта жилищный фонд Канска обеспечен в пределах 15 – 17 процентов. Получается, что мы людям предъявляем по приборам учёта потребление горячего водоснабжения, а сами вынуждены платить по нормативам. Если говорить о нашей небольшой управляющей компании, то в среднем мы получаем за тепло и горячую воду за декабрь – февраль в пределах 10 млн., а счёт-фактура нам приходит на 11,5. Полтора необоснованных миллиона сверху. Тем более что ни копейки их денег через наши счета не проходит – деньги они получают напрямую. Мирно решить эту проблему не получается. Энергетики предъявляют счёт не по нормативу, а по балансовому методу: они посчитали, сколько сожгли угля, этот уголь перевели в гекакаллории, гекакаллории – в деньги и раскидали солидарно по всем жилым домам.

А по большому счету, основная проблема в жилом доме – отсутствие хозяина. Любой ларёк, торгующий жевательной резинкой, имеет хозяина, а жилой дом – нет. По закону, хозяин — сообщество собственников жилья, которые должны решать все проблемы на общем собрании. Но мы знаем, что такое общее собрание жильцов превращается в обыкновенный базар. Должен быть один представитель, ну или, как максимум, три, которые будут эффективно решать вопросы с управляющей компанией.

Следующей слово взяла Татьяна Игнатова, председатель краевой территориальной организации профсоюза работников жизнеобеспечения:

- Мы стараемся жить проблемами наших организаций. Когда в первом квартале прошлого года энергетики заявили о 60-типроцентном росте тарифов при утвержденных 15-ти, мы вынуждены были провести чрезвычайный пленум и потребовали от региональных органов власти обеспечить нормальные тарифы за теплоэнергоресурсы. И перерасчёт был сделан. Красноярский край в России оказался локомотивом по программе модернизации ЖКХ. Ежегодно на модернизацию, реконструкцию и коммунальный ремонт выделяется около двух миллиардов рублей, хотя первоначально намечалось пять. Как всегда, денег не хватает. Самая болезненная реформа – в ЖКХ. Потому что можно на самолёте не полететь, если билеты дорогие, а наша услуга нужна ежеминутно. И действительно, необходимо различать жилищные организации и ресурсоснабжающие. Последние получают большую часть средств, а на жилищные услуги остаются крохи.

Большой блок вопросов, обсуждаемых на круглом столе, был посвящен лифтовому хозяйству края.

Юрий Лаптев, генеральный директор ООО «Щербинские лифты», заострил внимание собравшихся на том, что, несмотря на политику государства по поддержке местных производителей и рабочих, в крае местные специализированные организации остались без работы, а на красноярском рынке трудятся «варяги», которые не платят в бюджет края налоги, зарплату получают не наши рабочие, а приезжие.

Владимир Бывшев, генеральный директор ООО «ВостокЛифт» остановился на проблеме, возникающей при реализации 185-ФЗ:

«25 процентов на замену лифтов должен платить жилец. Но ведь в домах, где лифты отработали нормативный 25-летний срок, остались одни пенсионеры или люди, снимающие квартиры. Каким образом и кто будет платить 25 процентов? Если это разложить по стоимости работ, то получается приличная сумма».

Максим Суворов, генеральный директор ООО «Импорт-Лифт» подчеркнул, что, по его мнению, такой ситуации, как в Красноярске, касающейся ФЗ-185 по выбору оборудования, больше нигде нет:

«В основном везде стараются, чтобы оборудование было качественное, работы проводились в срок, жильцы остались довольны и проблем в конце года ни у кого не было. Хотелось бы, чтобы в Красноярске ситуация поменялась, и не было откровенных указаний сверху, чтобы все работали в одном направлении и достигали в конце года хороших результатов».

Еще немало в тот день прозвучало мнений и идей представителей сферы жилищно-коммунального хозяйства… Конечно, один круглый стол не способен решить все актуальные вопросы отрасли. ЖКХ – публичная сфера, она касается каждого из нас. Поэтому любые негативные обстоятельства сразу же становятся достоянием гласности, привлекают к себе внимание. А вот если все идет как надо, то данная сфера становится незаметной, как нечто естественное, само собой разумеющееся. ЖКХ, как и здоровье, замечаешь только тогда, когда возникают проблемы. В этом, наверное, и заключается смысл жилищно-коммунального хозяйства – обеспечивать комфортную жизнь граждан и делать это незаметно, без каких-либо потрясений, событий, происшествий.