Профессиональное образование – перекресток интересов общества, бизнеса и государства

Паша Магомедов, кандидат педагогических наук, заслуженный педагог Красноярского рая, эксперт Национального агентства развития квалификаций Российской Федерации, председатель комитета по трудовым ресурсам Союза промышленников и предпринимателей Красноярского края.

Проблемы эффективности подготовки квалифицированных кадров, повышения производительности труда и сотрудничества предприятий с учебными заведениями в настоящее время становятся особенно актуальными. Современные условия деятельности предприятий характеризуются постоянно растущей сложностью задач и предъявляют к специалистам, работающим в реальном секторе экономики, более высокие требования.   

ПРОБЛЕМЫ

Общество пытается сформировать новые подходы к решению проблем кадрового обеспечения. Идет серьезное реформирование системы подготовки кадров: в Трудовой кодекс РФ включены понятия «квалификация» и «профессиональный стандарт» (ст. 195.1), внесены изменения в Налоговый кодекс РФ в части требований по уплате налогов при учете расходов на подготовку кадров, принят Федеральный закон «О независимой оценке квалификации». В дальнейшем предусматривается замена требований действующего Единого тарифно-квалификационного справочника на требования по уровням квалификации профессионального стандарта. Особое внимание уделяется внедрению 812 профессиональных стандартов, разработанных с участием работодателей и утвержденных Минтрудом.

Тем не менее состояние системы подготовки и переподготовки кадров в Красноярском крае вызывает серьезную озабоченность. Работодатели края постоянно обращают внимание на несоответствие объемов и качества подготовки кадров учреждениями профессионального образования потребностям реального сектора экономики. Подтверждает наличие проблемы и статистика: всего лишь 30 % выпускников устраиваются работать по полученной специальности.

Мониторинг результатов подготовки кадров и система независимой оценки качества профессионального образования в нашем регионе недостаточно развиты. Краевая бюджетная система подготовки кадров не несет экономической ответственности за качество своей работы, что противоречит требованиям рыночной экономики.

Предприятиям приходится переподготавливать персонал на местах, преобразовывать теоретические представления в практические навыки и технологии. Во внутрифирменной подготовке и переподготовке кадров, действующей на основании гражданско-правовых договоров, предусмотрена ответственность за качество оказанных услуг. Поэтому данный вид подготовки кадров является в настоящее время основным, что влечет дополнительные расходы для бизнеса.

Бизнес платит налоги, часть которых государство тратит на профессиональное образование, и бизнес заинтересован в том, чтобы система готовила кадры в соответствии с его требованиями. Бюджетная образовательная услуга, ее качество и эффективность, должна контролироваться потребителем этой услуги, то есть работодателем. Но реально повлиять на качество государственного профессионального образования бизнес не может.

В крае не существует органа, контролирующего деятельность и эффективность системы довузовского профессионального образования, в состав которого входили бы представители бизнеса. Практически система профессионального образования предоставлена самой себе, так как служба по надзору за исполнением законодательства в образовании является структурным подразделением министерства образования края. К примеру, качество системы общего образования оценивается государственным Центром оценки качества (имеется в виду Единый государственный экзамен). Качество довузовского профессионального образования со стороны общества как заказчика практически не контролируется. При аккредитации образовательных учреждений не учитывается мнение работодателей. В крае не существует аккредитованных центров оценки квалификаций.

Система подготовки кадров в связи с принятием Федерального закона «О независимой оценке квалификации» требует существенных изменений. На это обращает внимание на федеральном уровне Национальный совет при Президенте РФ, координирующий работу по внесению изменений в систему подготовки кадров, который обладает соответствующими полномочиями и средствами. В пилотных регионах страны также созданы исполнительные органы и выделяются средства на реализацию данного закона. У нас в крае такой орган отсутствует, не предусмотрено и выделение средств.

Федеральный закон «О независимой оценке квалификации» предусматривает передачу части полномочий бизнесу по вопросам развития системы квалификаций. Особое внимание необходимо уделить вневедомственному мониторингу, направленному на разработку и внедрение профессиональных стандартов, сертификацию кадров, проведение профессионально-общественной экспертизы, подготовку экспертов для оценки квалификации специалистов и уровня преподавания в образовательных профессиональных учреждениях и т. д.

Принятие Федерального закона «О независимой оценке квалификации» — это шаг к созданию качественного рынка труда, организации взаимодействия между бизнесом и системой подготовки кадров, обеспечению внедрения передовых технологий. Система независимой оценки квалификации будет обеспечивать опережающую подготовку и переподготовку кадров с учетом развития экономики края. Развитие системы независимой оценки квалификации потребует ресурсов и юридического сопровождения, для чего необходимо создание соответствующей инфраструктуры, в частности координационного совета при губернаторе, который бы осуществлял контроль и координацию развития профобразования, сосредоточив внимание на приоритетных направлениях развития экономики.

Учитывая многогранность края в отраслевом аспекте и по видам экономической деятельности, с учетом опыта пилотных регионов, потребуется создать орган по независимой оценке квалификации с бюджетным финансированием начиная с 2017 года не менее 50 миллионов рублей в год, в соответствии с рекомендациями Национального совета по независимой оценке квалификации при Президенте РФ. Таких средств у малого и среднего бизнеса нет. Опыт пилотных регионов показывает, что в тех территориях, где исполнительная власть уделяет пристальное внимание данному вопросу и обеспечивает через бюджет материальное и юридическое сопровождение организации независимой оценки квалификации, имеются высокие достижения в подготовке и трудоустройстве выпускников учреждений профессионального образования.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Система независимой квалификации позволит перевести профессиональное образование в крае на контрактную основу, с учетом требований работодателей. А в бюджетной сфере — с учетом требований соответствующих министерств и ведомств.

В связи с изложенным выше Союз промышленников и предпринимателей Красноярского края предлагает создать при губернаторе Красноярского края координирующий орган по организации независимой оценки системы квалификации, с привлечением к его работе заинтересованных организаций бизнеса и гражданского общества.

Также предлагаем создать государственное автономное учреждение по организации сертификации и независимой оценки квалификаций «Красноярское агентство развития квалификаций» (далее — ГАУ «КАРК»). Деятельностью ГАУ «КАРК» в соответствии с Федеральным законом «Об автономном учреждении» будет руководить Наблюдательный совет, в который будут входить все заинтересованные лица: министерство экономики и развития края, министерство образования и науки края, агентство труда и занятости населения, Союз промышленников и предпринимателей Красноярского края, Федерация профсоюзов Красноярского края.

На наш взгляд, финансирование деятельности ГАУ «КАРК» должно проводиться за счет государственных средств, в рамках государственного задания и бюджетной политики.

ГАУ «КАРК» будет принимать участие в образовательном процессе через профессионально-общественную аккредитацию образовательных программ, участвовать в разработке профессиональных стандартов и их адаптации к условиям нашего региона, получать государственный заказ на проведение мониторинга подготовки кадров для приоритетных направлений развития экономики края. За счет получения дополнительных ресурсов от бизнеса автономное учреждение будет организовывать внедрение системы квалификации для редких и вновь образованных профессий и специальностей.

ГАУ «КАРК» в соответствии с государственным заказом организует создание советов и центров сертификации квалификаций по отраслям в разрезе профессий, с учетом потребности экономики края. Особая роль в деятельности учреждения будет отводиться организации общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ. 

Полагаем, что работа по формированию системы независимой оценки квалификаций является важной составляющей социального партнерства в сфере подготовке кадров.