Все ли государственные нормативные требования охраны труда обязательны?

Марат БАЙГЕРЕЕВ, АНОО ДПО «Институт труда»

Казалось бы, странный вопрос! Как правило, на всевозможных курсах по охране труда не искушенные в юридических тонкостях горе-преподаватели (избегайте таковых и такие курсы!) бездумно повторяют фрагмент статьи 211 Трудового кодекса РФ «Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения всеми юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности…». Примерно то же самое происходит, когда незадачливый работодатель получает штраф от инспектора по охране труда по статье 5.27.1 КоАП за якобы «нарушение государственных нормативных требований охраны труда» из-за какого-нибудь недостающего, по его мнению, ПОТа, СНиПа или, того хуже, ГОСТа. Подобного рода предписания легко оспорить в суде, если знать юридический статус того акта, за нарушение которого вас хотят привлечь к ответственности с целью выполнения негласного плана по штрафам для надзорных органов[1].

Давайте разберемся в этом мутном вопросе и постараемся кратко, буквально на пару страниц, прояснить суть проблемы. Из упомянутой статьи 211 ТК РФ следует, что государственные нормативные требования охраны труда — это правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, установленные в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ и законах и иных нормативных правовых актах субъектов РФ. И если с законами вопросов обычно не возникает — раз норма императивна, т. е. сформулирована на юридическом языке как обязательная для исполнения без вариантов[2] («Dura lex, sed lex»), а любые правила формулируются именно так, иначе это не правила, то с иными нормативными правовыми актами всё гораздо сложнее.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2010 года № 1160 «Об утверждении Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» к нормативно-правовым актам, содержащим государственные нормативные требования охраны труда, относятся стандарты безопасности труда, правила и типовые инструкции по охране труда, государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила и нормы, санитарные нормы, санитарные правила, гигиенические нормативы, устанавливающие требования к факторам производственной среды и трудового процесса). Но тем, кто на это постановление бездумно ссылаются, невдомек, что оно касается только тех, кто эти самые нормативные правовые акты разрабатывает и утверждает. Работодателям при работе со стандартами безопасности труда, правилами и инструкциями по охране труда (тем более типовыми), государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами и т. д. следует в первую очередь обращать внимание на юридический статус документа!

Согласно п. 10 Указа Президента РФ от 23 мая 1996 года № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти», нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

Не поленитесь поинтересоваться, за что именно вас пытаются привлечь к ответственности те, кто пользуется вашей неосведомленностью. А лучше запишитесь прямо через интернет на наши вебинары по охране труда или по управлению персоналом и избегайте сомнительных курсов от малограмотных преподавателей, коих развелось полно в глобальной сети, предлагающих дешевые, ничего не стоящие «корочки».

 

[1] Не секрет, что если инспектор пришел к вам с проверкой, то он просто обязан «отработать время и затраты госбюджета» и что-то накопать, иначе лишится премии. Подробнее об эффективности контрольно-надзорных органов читайте в нашей публикации «Об индикаторах эффективности управленческого труда (KPI), «эффективных менеджерах» и перфомансе воров в мире кривых ориентиров и провальных стратегий (SPM-3)» на сайте Профриск.рф (https://profrisk.ru).

[2] Читая любой закон, обращайте внимание на формулировку нормы: кроме императивных в законодательстве множество диспозитивных норм, допускающих варианты поведения и не обязывающих исполнять что-то однозначно. Таков, например, Федеральный закон «О независимой оценке квалификации», на котором «хайпанули» многие учебные центры и всевозможные коучеры и консультанты, бессовестно разводя незадачливых работодателей на деньги, впаривая им «внедрение профстандартов» и назойливо предлагая свои услуги по «независимой оценке». В этой связи рекомендуем публикацию «Токсичные элементы профстандартов» на нашем сайте.