Владимир Штыгашев: «Партий много, задача одна — служить интересам России, Хакасии и народа»

В 2022 году свое 30-летие отметил Верховный Совет Республики Хакасия – представительный и единственный законодательный орган государственной власти республики, в советское время входившей в состав Красноярского края в статусе Хакасской автономной области. В прошлом году Республике Хакасия исполнилось 30 лет. О тех исторических событиях начала 90-х годов прошлого столетия, об особенностях становления и развития республики и парламентаризма в Хакасии, а также о современных задачах законодательной власти наш разговор с председателем Верховного Совета Владимиром ШТЫГАШЕВЫМ, бессменно возглавляющим республиканский парламент с 1992 года.

— Владимир Николаевич, образование Верховного Совета, да и самой республики стали важнейшей новой страницей в истории Хакасии, но не менее интересно, насколько сложен был этот процесс обретения самостоятельности?

— Если говорить об истории Верховного Совета, то она действительно неразрывно связана с историей республики. Днем ее рождения в качестве полноправного субъекта Российской Федерации является 3 июля 1991 года, когда Верховный Совет РСФСР принял закон о преобразовании Хакасской автономной области в Хакасскую Советскую Социалистическую Республику. Одновременно с Хакасией тогда статус республик обрели Адыгейская, Карачаево-Черкесская и Горно-Алтайская автономии. При этом считаю важным отметить, что этот процесс преобразований был предопределен еще в 1990 году, когда второй съезд народных депутатов РСФСР, на который собрались более тысячи депутатов, внес изменения в Конституцию о том, что автономные области не входят в состав краев. То есть начало было положено этим конституционным законом. Именно после этого съезд народных депутатов и дал поручение Верховному Совету разработать вышеупомянутый закон. После его принятия Верховный Совет РСФСР определил порядок и срок выборов в Верховные Советы образованных республик с численностью по сто депутатов в каждом. Выборы республикам было поручено провести в декабре 1991 года, и 29 января 1992 года Верховный Совет Хакасии собрался на свою первую сессию. Это кратко об истории вопроса.

Что касается ситуации, в которой Хакасия начинала свой путь в статусе республики, то это было время тяжелых кардинальных перемен и потрясений для всей нашей страны. Когда было принято предательское решение о прекращении существования Советского Союза, когда государство переживало глубочайший социально-экономический и политический кризис. Следует вспомнить и о том, что судьба Хакасии решалась в период жесткого, болезненного для подавляющего большинства людей перехода от плановой советской экономики к новым рыночным отношениям. Происходящие изменения ставили перед нами вопросы о том, как будет дальше жить и развиваться Хакасия. Вот в таких непростых условиях, на фоне общей перестройки государственного устройства страны начинал свою работу Верховный Совет Хакасии.

— Какие решения Верховного Совета в начальный период работы вы бы назвали определяющими?

— После избрания Верховного Совета первоочередной задачей было сформировать органы государственной власти, в частности Совет Министров, который тогда назначался Верховным Советом и был ему подотчетен.

Особенностью Хакасии было то, что у нас, в отличие от автономных советских республик, не было своего законодательства, поэтому нам его нужно было разрабатывать и принимать, что называется, с чистого листа. Эта работа началась с первых дней, зачастую сопровождалась жаркими спорами и продолжительными дискуссиями. По отдельным вопросам было единодушие и взаимопонимание. На первой сессии депутаты проголосовали за сегодняшнее наименование — Республика Хакасия. А вот название Верховный Совет пришлось отстаивать, поскольку многим оно казалось отголоском советского периода. В итоге, опираясь на традиции народовластия с учетом действующих сельских, районных, городских советов, название Верховный Совет было сохранено как наиболее точно передающее суть представительного органа. Отмечу, что советское наименование представительного органа в Российской Федерации только у Республики Хакасия.

Особого внимания заслуживает принятая в первые дни работы Верховного Совета Декларация «Об основных правах, полномочиях и обязательствах Республики Хакасия в составе Российской Федерации». В тот период мы все были свидетелями так называемого парада суверенитетов, и Хакасия стала первой, кто на постсоветском пространстве утвердил положение не о суверенитете, а о своих обязательствах перед страной. Это была наша принципиальная позиция в интересах укрепления единства Российского государства.

Принятая Декларация для республики стала временной Конституцией, а тем временем депутатский корпус вел кропотливую работу над проектом Основного Закона республики, а также над базовыми законопроектами «О Верховном Совете РХ», «О правительстве РХ» и другими. Но, конечно же, разработка Конституции Хакасии была важнейшей задачей. И этот трудный процесс, который уже близился к завершению, осложнили октябрьские события 1993 года с расстрелом из танков российского парламента.

Дело в том, что в своей работе над конституционным законопроектом республика ориентировалась на действующую тогда Конституцию РСФСР и на проект новой Конституции России, в работе над которым я тоже принимал участие, но вскоре, после разгона Верховного Совета России в декабре 1993 года, в стране на всенародный референдум был вынесен другой проект Конституции, который и был принят, несмотря на оставшиеся вопросы, в том числе принципиальные, по поводу отдельных положений Основного Закона.

Не случайно уделяю этому столько внимания, потому что предложение президента России Владимира Владимировича Путина о внесении поправки в Конституцию России, которое было реализовано в 2020 году, как раз урегулировало те давние вопросы. В том числе о верховенстве Конституции России на территории нашей страны над нормами международного права, что бесспорно имеет важнейшее значение для укрепления суверенитета России и защиты ее законных интересов.

Что касается Конституции Хакасии, то она была принята 25 мая 1995 года. С тех пор в нее около 20 раз вносились изменения в связи с совершенствованием российского и республиканского законодательства. Естественно, сейчас в ней нашли отражение поправки, внесенные в Конституцию Российской Федерации, а также нормы нового 414-го Федерального закона «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», принятого в развитие положений российской Конституции.

— Как вы оцениваете эти изменения, что, на ваш взгляд, это даст положительного, какие вопросы позволит решать эффективнее? 

— Самое главное, что новые изменения направлены на то, чтобы все органы власти, от Кремля, правительства до сельсовета, у нас работали как один слаженный механизм, действующий в интересах людей, на основополагающем принципе единства публичной власти. Тем самым мы исправляем ошибку прошлых лет, в результате которой у нас местное самоуправление было по сути отделено от системы органов государственной власти и действовало как бы само по себе.

В 90-х годах из системы местного самоуправления оказалось исключено районное звено.  Это вызывало много вопросов. Чтобы выйти из правового тупика, мы были вынуждены в нашем законодательстве предусмотреть создание территориальных управлений государственных органов власти на уровне районов. В таком режиме и просуществовали восемь лет, до принятия в 2003 году нового Федерального закона №-131ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправлении в Российской Федерации», который предусматривал, что местное самоуправление может быть и двух-, и трехуровневым.

И теперь, еще раз это подчеркну, важно, что органы местного самоуправления на законодательном уровне встроены в единую систему публичной власти.

Не менее важными считаю изменения, касающиеся отдельных полномочий органов публичной власти, которые реализуется путем повышения статуса главы республики, депутатов Верховного Совета, органов местного самоуправления, но вместе с этим значительно повышается и их ответственность. Это касается и главы республики, депутатов, которые теперь будут замещать государственные должности, а значит, обязаны соблюдать все требования, запреты и ограничения, также подконтрольны законодательной власти будут и руководители органов местного самоуправления.

Теперь Верховный Совет вправе приглашать для выступлений и ответов на вопросы депутатов должностных лиц органов местного самоуправления. Таким образом, в Конституции закреплена одна из действенных форм парламентского контроля. Обязательно будем активно ее использовать.

Нормы изменившейся Конституции в результате проведенной работы уже нашли отражение в базовых законах о Верховном Совете, о статусе депутата. И эта работа по совершенствованию законодательства будет продолжена в интересах укрепления и дальнейшего развития республики и нашего Российского государства, что особенно важно в условиях противостояния санкциям и проводимой справедливой специальной военной операции на Украине против неонацизма.

Каждый временной этап требует принятия законов, объективно отвечающих на запросы жизни. Многое в буквальном смысле приходилось начинать с нуля. Так было и при выстраивании современных бюджетных, гражданско-правовых отношений, при формировании и реализации налогового законодательства, направленного на развитие экономики и социальной сферы.

Депутатами Верховного Совета разных созывов проведена большая работа по законодательному обеспечению реализации указов президента России, федеральных целевых программ и национальных проектов. За 30-летний период работы Верховным Советом Хакасии принято около 2500 законов. 

— Владимир Николаевич, в Верховном Совете Хакасии по итогам выборов 2018 года было представлено семь политических партий. Как влияет на работу такой пестрый политический состав?

— Партий много, задача одна — служить интересам России, Хакасии и народа. Всегда призываю депутатов помнить о нашей общей партии — о наших избирателях, и это помогает принимать по-государственному взвешенные решения.

Хакасия обладает мощным экономическим потенциалом, и одной из важнейших задач для законодательной власти была и является эффективная законотворческая работа с целью создания лучших условий для того, чтобы этот потенциал был максимально раскрыт в интересах живущих здесь людей, чтобы эффективно решались финансовые вопросы для дальнейшего социально-экономического развития Хакасии, Сибири и в целом России.

И важно депутатам всегда объединять в этом свои усилия независимо от партийной принадлежности и политических взглядов, в том числе во взаимодействии с коллегами из соседних регионов. В этом всегда был и будет залог успеха.

— Говоря о соседних регионах, уверены, вы имели в виду и Красноярский край. В чем заключается это взаимодействие?

— Конечно, и Красноярский край, и Республику Тыва, наших ближайших соседей. Между законодательными органами власти наших территорий заключены и действуют соглашения о межпарламентском сотрудничестве, в рамках которых мы осуществляем не только обмен опытом, но и практическую поддержку законодательных инициатив, предложений, с которыми выходим на федеральный уровень.

И это тесное взаимодействие выстроено и с другими субъектами Российской Федерации Сибирского федерального округа, прежде всего на площадке Межрегиональной Ассоциации экономического взаимодействия «Сибирское соглашение», которая успешно действует уже почти 32 года.

А что касается наших ближайших соседей Красноярского края и Тывы, то нас крепко связывает не только экономика, транспортная сеть, социальная инфраструктура, но и общая история, могучая река Енисей и по-настоящему братские многовековые отношения. В том числе и в составе Енисейской губернии, 200-летие образования которой мы все вместе отмечаем в 2022 году, с чем я от всей души поздравляю всех жителей Красноярского края, республик Тыва и Хакасия.