Взаимодействие работодателей с образовательными учреждениями и организациями профобразования по внедрению Национальной системы квалификаций

Паша Зайнул-Абидович МАГОМЕДОВ, старший методист отдела развития квалификаций  КГБОУ  ДПО «Красноярский краевой центр профориентаций  и развития квалификаций», председатель комитета по трудовым ресурсам и национальной системы квалификаций Союза промышленников и предпринимателей Красноярского края, эксперт Национального агентства развития квалификаций Российской Федерации, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Московского психолого-социального университета, кандидат педагогических наук, заслуженный педагог Красноярского края

Национальная система квалификаций (далее — НСК) — это инструмент согласования спроса на квалификации работников со стороны рынка труда и предложения квалификаций со стороны системы образования и обучения.

Внедрение НСК вплотную зависит от организации взаимодействия работодателей с образовательными учреждениями и системой подготовки и переподготовки кадров. Совершенствование взаимодействия с системой профессионального образования является ключевой в реализации НСК. Особое внимание необходимо уделить взаимодействию работодателей и системы среднего профессионального образования. Последняя является основным поставщиком рабочих кадров в Красноярском крае. Для практической реализации требований НСК работодателю желательно заключить соглашение с образовательным учреждением или организацией профобразования, которые ведут подготовку кадров по профессиям, необходимым предприятию в соответствии с требованием квалификационного уровня (с 1-го по 5-й).

Внедрение НСК осуществляется по трем основным направлениям: внедрение профессиональных стандартов, независимая оценка квалификаций и профессионально-общественная аккредитация образовательных программ. При заключении соглашения о взаимодействии с образовательным учреждением или организацией профобразования по подготовке специалистов работодатель обязан учесть эти основные направления.

В качестве первых практических мероприятий по внедрению НСК предлагается организация взаимодействия с системой государственного профессионального образования и организациями, занимающимися подготовкой и переподготовкой специалистов. Государство направляет большие средства на развитие системы профессионального образования, и задача работодателей — максимально получать отдачу от этих средств в виде хорошо подготовленных специалистов.

Система профессионального образования обязана отвечать за качество своей работы. Задача работодателей — оказать образованию существенную помощь в этом. Поэтому работодателям свои первые практические шаги во внедрении НСК необходимо начинать с организации взаимодействия с системой профессионального образования. В соглашение работодателя по совместной деятельности с образовательным учреждением или организацией профобразования необходимо внести следующие дополнительные разделы к уже существующим:

1. Мониторинг (поиск) образовательных учреждений и организаций профобразования, ведущих подготовку по необходимым рабочим профессиям с учетом потребности предприятия.

2. Определение федерального государственного образовательного стандарта (далее — ФГОС) и профессионального стандарта (далее — ПС) в соответствии с выполняемыми работниками трудовыми операциями и функциями. Очень часто необходимые трудовые функции определены в различных ФГОС и ПС.

3. Установление соответствия квалификационных требований и требований к уровню образования, предъявляемых к специалистам внутри предприятия, с требованиями ПС и ФГОС.

4. Установление необходимости внесения корректировки в вариативную часть основной образовательной программы ФГОС в соответствии требованиями, определенными Министерством образования РФ при профессиональном обучении.

5. Разработка методологии дальнейших действий по внедрению требований ПС в вариативную часть основной образовательной программы ФГОС.

Раздел мониторинга предусматривает проведение поиска образовательных учреждений и организаций профобразования, ведущих профессиональное обучение, подготовку и переподготовку по необходимой рабочей профессии или специальности. Работодателю необходимы специалисты разных профессий, подготовка по которым ведется в различных образовательных учреждениях и организациях профобразования. Совместный поиск необходимых образовательных программ при сетевом взаимодействии образовательных учреждений и организаций профобразования даст лучшие результаты.

Система профессионального образования, ведущая подготовку специалистов по квалификационным уровням с 1-го по 5-й, состоит из государственных образовательных учреждений и различных негосударственных организаций профобразования.

К ним можно отнести:

— среднего (специального) профессионального образования (далее — КГБОУ СПО);

— отраслевые учебно-курсовые комбинаты (далее — УКК);

— организации по внутрифирменной подготовке на предприятиях.

Краевые государственные бюджетные или автономные образовательные учреждения среднего профессионального образования ведут профессиональное обучение, подготовку и переподготовку за счет бюджетного финансирования, что дает возможность при правильной организации взаимодействия с ними значительно экономить средства и время при решении вопросов кадрового обеспечения. 

КГБОУ СПО осуществляют:

— подготовку и переподготовку рабочих кадров по кавлификационным уровням с 1-го по 4-й;

— профессиональное обучение специалистов со средним уровнем квалификации (уровни квалификации 3-го по 5-й).

Среднее профессиональное образование Красноярского края — это краевые государственные профессиональные образовательные учреждения и организации, подведомственные Министерству образования Красноярского края. В них обучаются по 120 специальностям и рабочим профессиям более 42 тысяч человек из числа молодежи (из них 34,6 тысячи — по очной форме обучения). Учреждения и образовательные организации осуществляют ежегодную профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации более чем по 100 рабочим профессиям. Обучение проходят более 20 тысяч человек из числа взрослого населения, в том числе более 10,8 тысячи — по заказам предприятий, 14,5 тысячи — по договорам с физическими лицами и 4,4 тысячи — по договорам с центрами занятости.

УКК (отраслевые) ведут подготовку рабочих кадров по уровням квалификации с 1-го по 4-й за счет средств заказчика. В роли заказчика выступает конкретный работодатель.

Сертификаты (свидетельства, удостоверения) образовательных организаций об окончании обучения, переподготовки, учредителями которых являются работодатели, занимающиеся подготовкой на предприятиях или фирмах, учитываются только внутри компаний.  

В разделе соглашения об определении ФГОС и ПС, в соответствии с выполняемыми работниками трудовыми операциями и функциями, необходимо определить ФГОС с соответствующими уровнями квалификации, востребованными на предприятии на основании требований профессиональных стандартов.

Установление соответствия квалификационных требований и требований к уровню образования, предъявляемых к должности внутри предприятия, с требованиями ПС и ФГОС включает в себя создание совместной рабочей группы, что должно предусматриваться соглашением. В состав рабочей группы должны входить представители работодателя и образования.

Соглашение должно предусматривать разработку совместных дальнейших действий по внедрению требований профессиональных стандартов в вариативную часть ФГОС.

ПС является основным элементом НСК. На его основе разрабатывается ФГОС, который формируется из основных образовательных программ. Требования к разработке и реализации ФГОС определены нормативно-правовыми актами Министерства образования РФ, предусматривающими практико-ориентированное обучение, модульные технологии и т. д.

Законодательством предусмотрено, что в основной образовательной программе имеется вариативная часть, в которой до 30 % учебного времени должно формироваться за счет предложений работодателя. В соответствии с требованием законодательства корректировка вариативной части основной образовательной программы или модуля должна проводиться образовательным учреждением или организацией профобразования с работодателем ежегодно к 1 сентября.

В соглашении по организации взаимодействия работодателя с образовательным учреждением или организацией профобразования по внедрению НСК должны включаться разделы по формированию вариативной части основной образовательной программы. Это позволит сформировать команду и получить первый практический опыт работников, которые будут заниматься внедрением НСК. При необходимости свои предложения по корректировке ПС работодатель будет отправлять в отраслевой совет по профессиональным квалификациям.

В соглашении работодателя с образовательным учреждением или организацией профобразования по реализации НСК необходимо определиться с проведением независимой оценки квалификаций, получаемой обучаемым. Соглашение должно предусматривать обязательное участие в промежуточной и итоговой аттестациях обучающихся и проходящих переподготовку специалистов. Образовательные учреждения и организации профобразования проводят промежуточную и итоговую аттестации с привлечением работодателей на формальном уровне. Промежуточная аттестация, проводимая в образовательном учреждении и организации профобразования, должна отвечать тем требованиям, которые определил работодатель при согласовании вариативной части основной образовательной программы. Итоговую аттестацию в соответствии с рекомендациями Министерства образования РФ предлагается проводить в виде демонстрационного экзамена. Учитывая слабое материально-техническое обеспечение образовательных учреждений и организаций профобразования, они не могут полноценно обеспечить данный процесс, в особенности это касается вариативной части основной образовательной программы. Поэтому участие работодателя в демонстрационном экзамене обязательно. Полноценное участие сотрудников работодателя будет способствовать пониманию процесса оценки качества получаемой квалификации и даст возможность практического формирования пула экспертов.

Соглашение работодателя с образовательным учреждением и организацией профобразования по внедрению элементов НСК должно предусматривать профессионально-общественную аккредитацию основных образовательных программ.

Специалисты работодателя, активно взаимодействующего с образовательным учреждением и организацией профобразования по разработке вариативной части образовательной программы, уже будут иметь определенный навык по аккредитации образовательной программы. Работодателям при организации профессионально общественной аккредитации основной образовательной программы в целях экономии времени и средств желательно объединиться. Постоянный мониторинг основных образовательных программ предусмотрен законодательством. Профессионально-общественная аккредитация дает возможность сформировать свои требования. На первоначальном этапе работодатель должен контролировать именно те дополнения, которые он вносил в вариативную часть основной образовательной программы.

Особое внимание при организации взаимодействия работодателя с образовательным учреждением и организацией профобразования необходимо обратить внимание на целевую подготовку рабочих кадров и специалистов, необходимых для предприятия.

В договоре необходимо обязательно предусмотреть следующие разделы:

— мероприятия по ежегодным изменениям вариативной части ФГОС;

— мероприятия по организации производственной практики;

— взаимосвязь с агентством труда и занятости населения Красноярского края (получение заказа на подготовку и переподготовку кадров);

— участие в работе наблюдательного совета при образовательном учреждении или организации профобразования по вопросам формирования образовательных программ: подготовки, переподготовки.

Ценность элементов НСК состоит в том, что она предоставляет работодателям надежные индикаторы для понимания уровня компетенций у кандидатов на рабочие места.

НСК согласовывает эффективные механизмы правового и институционального регулирования при взаимодействии профессионального образования и рынка труда. Работодателю, как субъекту внедрения элементов НСК, необходимо при организации взаимодействия с системой профессионального образования согласовывать и контролировать внедрение этих элементов в образовательный процесс.

Внедрение НМК требует кропотливой работы по ее реализации. Методическое сопровождение этой работы в Красноярском крае осуществляет КГБОУ ДПО «Красноярский краевой центр профориентации и развития квалификаций». Наши координаты: г. Красноярск, ул. Семафорная, 433/2. Тел. (391) 265-78-21. E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..