Федерация профсоюзов Красноярского края в 1990–1998 гг

Ирина Цветочкина, кандидат исторических наук, доцент кафедры «Экономика и управление бизнес-процессами» Института управления бизнес-процессами и экономики Сибирского федерального университета

В период становления социально-партнерских отношений в качестве основной выдвигалась задача организации и развития основных действующих лиц в социально-трудовой сфере. Если социальное партнерство есть «определенный тип отношений», присущий рыночному обществу, то его субъектами, то есть группами людей, олицетворяющими и реализующими в своей деятельности этот тип отношений, могут быть основные социальные общности, присущие этому обществу, то есть наемные работники и предприниматели, собственники.

Одним из основных, в силу своей заинтересованности, субъектов социального партнерства выступали профсоюзы, которые призваны представлять, выражать и защищать интересы наемных работников.

К началу 1990-х годов красноярские профсоюзы имели разветвленную и устойчивую структуру, органично встроенную в политическую систему края. Предложения к перестройке профсоюзной работы были высказаны на прошедшей в декабре 1989 года XVIII краевой межсоюзной конференции. XIX краевая межсоюзная конференция профсоюзов 3 октября 1990 года постановила упразднить Красноярский краевой совет профсоюзов.

На учредительной конференции профсоюзов Красноярского края 5 октября 1990 года было принято постановление о создании Федерации профсоюзов Красноярского края. Она была определена правопреемником Красноярского краевого Совета профсоюзов. Ей были переданы в подчинение подведомственные организации и подразделения, не подлежащие ликвидации . Учредителями ФПКК стали 16 отраслевых комитетов.

В результате организационной перестройки резко сократился аппарат ФПКК, был ослаблен потенциал кадровых работников. Если в 1991 году Совет ФПКК обслуживали 116 различных специалистов, то к 1995 году их осталось 17 . В большинстве краевых комитетов профсоюзов осталось по два-три специалиста. Работники аппарата вместо контрольно-инструкторской роли стали осуществлять консультационно-исполнительские функции.

Руководящими органами ФПКК стали: Конференция, Совет, образованный из делегированных каждой профсоюзной организацией представителей (по одному человеку), председателя и его заместителя (всего 32 человека) . На Учредительной конференции профсоюзов Красноярского края председателем Совета ФПКК был избран В. П. Толюпа, заместителем — А. Д. Логачев.

В. П. Толюпа руководил профсоюзным движением края 16 лет. Он возглавлял профсоюзы края на двух разных этапах — советском и постсоветском. При его непосредственном участии происходило реформирование профсоюзов края. В условиях развала профсоюзов, создания альтернативных организаций В. П. Толюпа доказал необходимость сохранения единства рядов профсоюзов. Он выбрал верный метод руководства краевым профсоюзным движением через индивидуальную работу с лидерами, профсоюзным активом на местах. Наиболее злободневные проблемы он всегда выносил на коллегиальное обсуждение членов совета федерации. За внешне неброской, спокойной формой руководства Владимир Павлович повседневно демонстрировал уверенность в собственных силах, уважение к лидерам и интересам стоящих за ними членов профсоюзных организаций.

В своей деятельности Совет ФПКК выделил три важнейших направления: построить федерацию профсоюзов на принципах подлинной демократии и федерализма, начать цивилизованно работать с краевыми структурами законодательной и исполнительной властей на основе принципов социального партнерства, освоить искусство коллективных действий в защиту социально-экономических требований трудящихся.

В 1990 году на первом заседании Совета ФПКК было образовано два отдела: финансовой и правовой работы. Была утверждена группа специалистов: по организационной работе, защите экономических прав и интересов трудящихся, жилищно-бытовым вопросам, социальному страхованию, культуре, физвоспитанию и досугу . Основную работу по защите экономических прав и интересов трудящихся возглавлял главный специалист (с марта 1992 года зав. отделом) И. Д. Савенков. Под его руководством разрабатывалась система социальной защиты населения края в условиях перехода к рыночной экономике. Как опытный профсоюзный деятель, Иван Дмитриевич определил методы взаимодействия с работодателями и властью. Он принимал участие в работе сессий Законодательного собрания края, деятельности краевого и Красноярского городского координационных комитетов содействия занятости населения, сотрудничал с администрацией краевого центра.

Озабоченность руководителей была обусловлена тем, что за годы перестройки наблюдалась тенденция снижения численности членов профсоюзов. Анализ статистических отчетов показал, что если в 1991 году число членов профсоюзов составляла 1 451 943 человека (процент охвата — 94,4), то в 1998 году сократилось до 523 430 (75,94 %) . Если же брать общую численность работающих в крае — 1310,2 тыс. человек , то охват профсоюзным членством составил всего 39,9 %. Таким образом, в период с 1991 по 1998 год общее число членов ФПКК сократилась на 928 513 человек, или в 2,8 раза. В 1991 году в крае действовало 9 608 первичных профсоюзных организаций , к 1999 году их количество уменьшилось более чем в два раза и составило 4 654 . Процесс снижения количества членов ФПКК наблюдался до 2004 года.

В то же время необходимо отметить положительную динамику роста отраслевых комитетов, что говорит о желании разных отраслей к объединению, совместному решению общих задач, стоящих перед всеми работниками независимо от их профессиональной принадлежности. За этот период количество отраслевых комитетов, входящих в состав ФПКК, увеличилось с 23 в 1991 году до 26 в 1998 году.

Снижение количества членов профсоюзов было обусловлено рядом объективных и субъективных причин: структурной перестройкой в экономике страны, созданием различных форм собственности; сокращением занятости; попыткой государственных структур сузить сферу действий профсоюзов, сформировать через средства массовой информации негативное мнение о профсоюзах; отставанием форм и методов работы профсоюзов от требований современной жизни общества; недостаточным уровнем правовой защиты профсоюзов; отсутствием профсоюзного единства. Из профсоюзов выходили также по причине отказа уплаты членских взносов: в одних случаях из-за резкого ухудшения материального положения, в других — из-за нежелания платить взносы с больших заработков. Однако основная причина снижения профсоюзного членства заключалась в недостаточно активной работе профсоюзных органов по созданию первичных профсоюзных организаций.

Наряду с уменьшением численности профсоюзов ухудшалось и финансовое положение ФПКК и большинства краевых советов профсоюзов. Отсутствовали средства на проведение профсоюзных мероприятий, содержание нужных специалистов, создание фондов солидарности, средства массовой информации, обучение профактива и т. д.

Ухудшение финансового положения было связано как с кризисом в экономике, так и с отказом первичных профсоюзных организаций перечислять определенный процент взносов в вышестоящие. Например, в 1994 году членских взносов поступило 232 млн рублей, или 1,7 % от собранных в первичных организациях . Хотя добровольно установлены отчисления в Совет ФПКК в размере 3 % от профсоюзных взносов . Такие объемы не могли обеспечить финансирование необходимых уставных направлений профсоюзной работы.

Многие первичные организации стали отходить от поддержки вышестоящей организации, не считали обязательным информировать ее о своих проблемах и действиях. Начался массовый процесс децентрализации профдвижения, разрушение единых принципов построения его структуры. Отдельные звенья стали объявлять себя суверенными, независимыми, выторговывать условия, на которых они «согласны входить» в свои отраслевые профсоюзы и территориальные профобъединения.

В своем докладе «О текущем моменте и тактике действий профсоюзов края по защите прав и интересов трудящихся» на собрании председателей профсоюзных комитетов 9 февраля 1995 года В. П. Толюпа сказал: «Жизнь заставляет нас переосмыслить понятие демократии в профсоюзах, систему взаимоотношений между профорганами. Всеми мерами необходимо укреплять сознательную дисциплину и ответственность среди профсоюзных работников всех уровней, добиваться выполнения принятых решений. Думается, мы зря поторопились отойти от принципов демократического централизма».

Особенностью профсоюзного движения в Красноярском крае явилось отсутствие альтернативных профсоюзов. Возникали отдельные профсоюзные организации (например, независимая профсоюзная организация горняков разреза «Березовский-1» , крайсовпроф «Единение», профсоюз работников кооперативов и работников аппарата Красноярского городского Совета народных депутатов в 1992 году) , но они не сыграли большой роли в общественной жизни края, просуществовали недолго и были малочисленны. По данным Управления юстиции администрации края на 01.01.2001, других профсоюзов, не входящих в ФПКК, в регионе не было зарегистрировано . Отсутствие конкуренции в профсоюзной работе привело к ослаблению деятельности в сфере защиты интересов трудящихся.

Проведенный анализ показал, что падение доверия к профсоюзам часто было связано с недостаточной защитой профкомами трудящихся в вопросах гарантий на труд, справедливой и своевременной его оплаты, надежной охраны труда. Профсоюзы как субъект социального партнерства были слабо организованы, не имели достаточных финансовых средств для проведения сильной социальной политики. Все эти проблемы можно решить только на основе совершенствования системы социального партнерства.