Приоритетные направления научных исследований в сфере охраны труда

Федин Виталий Викторович, председатель Совета СРО «Национальное общество аудиторов трудовой сферы», генеральный директор ФГБУ «Научно-исследовательский институт труда и социального страхования», кандидат экономических наук .

Наука в сфере охраны труда всегда выполняла социальный заказ общества и проводила те исследования, которые давали основу для принятия управленческих решений, как на уровне государства, так и на уровне отрасли, территории, предприятия. Задачи, которые сейчас стоят перед наукой в этой сфере, определяются тем, что система охраны труда в стране стремительно меняется. Причин для этого много.

  • Во-первых, закончился переходный этап от административно-командной к экономике рыночного типа. Система охраны труда, которая была в советское время, и та система охраны труда, с которой мы жили в 1990-х и начале 2000 годов более не соответствуют выстроенным рыночным механизмам. Поэтому Правительство в лице Минздрава решает очевидную, но крайне сложную задачу – формирует новую модель охраны труда, проводя ревизию НПА и принимая комплекс новых законов и подзаконных актов, выстраивая целостную и непротиворечивую нормативную базу.
  • Во-вторых, ценность человеческой жизни и здоровья в современном обществе и в социальном государстве – это безусловный приоритет. И система охраны труда уже не призвана решать, как раньше, задачи привлечения работников на определенные территории, в определенные отрасли и профессии. Сейчас охрана труда должна быть ориентирована на сохранение здоровья работающих граждан на основе, преимущественно, системы профилактических мер.
  • В-третьих, подходы к организации охраны труда меняются вместе с технологическим укладом общества. Износ основных фондов составляет в среднем около 45%, достигая по отдельным видам экономической деятельности (например, рыболовству) более 60%. Начинается замена основных фондов, оборудования, технологий и производственных процессов, которая влечет за собой существенные подвижки в организации системы охраны труда в целом и на каждом предприятии в частности. Новая модель охраны труда должна стимулировать работодателей к внедрению именно таких технологий и производственных процессов, которые позволяют обеспечить оптимальные условия и охрану труда.
  • В-четвертых, мир стремительно меняется. Мы говорим о том, что скоро в привычную нам среду войдут товары и услуги, сделанные на основе нанотехнологий. Как эти маленькие частицы влияют на здоровье тех, кто эти товары делает, и тех, кто их использует – пока неизвестно. Биотехнология, биоинженерия, новые источники энергии могут также оказать существенное влияние на работников многих отраслей. Развитие индустрии формирует новые, неизвестные для нас риски, которыми мы тоже должны учиться управлять уже сейчас.

Вот эти четыре фактора – новая экономическая формация, новые приоритеты в обществе, новые производственные процессы и новые факторы риска – формируют потребность в прикладных научных исследованиях и методической работе по вопросам охраны труда. И задают конкретные направления этой деятельности.

Какие мы видим для себя практические векторы в сфере научных исследований?

Законы

Конечно, прежде всего, это научная и методическая поддержка по дальнейшему совершенствованию законодательной и нормативной базы. И прежде всего это касается совершенствования Трудового кодекса. По нашему мнению, то что сейчас содержится в 10 главе Трудового кодекса, ставит серьезные препятствия по формированию новой системы охраны труда, основанной на управлении профессиональными рисками и экономической заинтересованности работодателя в улучшении условий труда. Необходимо перейти наконец-то от охраны труда к обеспечению здоровья и безопасности работника на работе. Следует подробно прописать новые подходы и саму систему управления рисками (включая ее структуру, распределение ответственности субъектов, участвующих в управлении рисками, и т.п.). Необходим набор статей, посвященных вопросам оценки условий труда (как при помощи аттестации рабочих мест, так и с описанием других методов оценки рисков). Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда зачастую воспринимается работодателем как документ, написанный исключительно для аттестующих организаций (и то в тех случаях, когда работодатель хотя бы знает о существовании этого документа и ознакомлен с ним). А цели, задачи и использование результатов аттестации рабочего места необходимо включить именно в нормативный документ, регулирующий вопросы безопасности и здоровья работника, т.е. в трудовой кодекс. В X Разделе действующей редакции Трудового кодекса также наблюдается определенный дисбаланс в области описания расследования и учета несчастных случаев и случаев выявления профессиональных и производственно обусловленных заболеваний. Возможно, вопросы выявления и предотвращения, а также расследования случаев возникновения профессиональных заболеваний также необходимо включить в предлагаемый закон.

Государственная экспертиза также должна быть пересмотрена. Логично, если эта экспертиза осуществляется исключительно лишь в ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий, либо в случае конфликтов, в т.ч. и судебных. При этом ее роль однозначно увеличится в результате того, что работодатели будут формировать компенсационные пакеты для коллектива по итогам АРМ – конфликтов будет много. Уместной была бы статья, посвященная вопросам саморегулирования в области охраны труда. Необходимо законодательно закрепить определение саморегулирования, описать его роль и функции в решении тех или иных вопросов, связанных с обеспечением здоровья и безопасности работника, качеством кадрового потенциала специалистов по охране труда, обучением и подготовкой таких специалистов, регулированием качества предоставляемых на рынке услуг по охране труда.

Прописать перечень, механизмы разработки, рассмотрения, согласования и утверждения документов, которые будут переданы в ведение саморегулируемого сообщества специалистов в области охраны труда. Сегодня сообщество в сфере труда уже довольно зрелое, отрасль сформирована, работают большое количество организаций и саморегулирование вполне может стать обязательным инструментом управления отраслью. И тут в целом возможно 2 пути. Первый — внесение изменений в Трудовой кодекс с последующим постепенным принятием подзаконных нормативных документов (включая и методические рекомендации и типовые инструкции) и второй — возврат к отдельному федеральному закону, направленному на решение основной задачи – обеспечение безопасности и здоровья работника на работе.

Необходимо и пересмотреть, и реструктурировать действующие нормативные документы в сфере охраны труда с целью сокращения их количества, приведения в соответствии с требованиями современных экономических условий и с требованиями международных норм – требуется ратификация конвенций МОТ, гармонизация отечественной нормативной правовой базы в области охраны труда с требованиями конвенций МОТ и директивами Евросоюза. И при этом все должно быть ясно и логично в нормативной базе и работодатель должен четко понимать и представлять, какие есть нормативные акты, что и как они регулируют в сфере охраны труда.

Экономическое стимулирование

Сегодня уже совершенно очевидно, что уровень рисков зависит не от вида экономической деятельности предприятия, а от тех технологий, которые предприятие использует, от того, как организована система охраны труда и насколько предприятие вообще озабочено социальными вопросами. Поэтому в настоящее время на государственном уровне решается задача разработки и внедрения механизмов, побуждающих работодателя улучшать условия труда. Один из наиболее эффективных механизмов здесь – это тарифная политика по страхование от несчастных случаев. Размер страховых взносов в фонд социального страхования должен определяться фактическими условиями труда на предприятии. Цель-максимум – индивидуализировать тариф для каждого конкретного работодателя в зависимости от состояния условий труда на рабочих местах и состояния здоровья работника.

Конечно, это работа поэтапная и сложная. Начаться она может с масштабного применения надбавок и скидок к страховым тарифам. И здесь важная составляющая работы – методическая поддержка бизнеса. Прикладная наука должна дать внятный и простой инструмент расчета для предприятий по экономической эффективности мероприятий в сфере охраны труда. Это тем более важно с учетом того, что до этого никакой экономической эффективности не было и никто ее не считал (кроме отдельных энтузиастов). И надо этому нам всем научиться.

Социально ответственный работодатель, вкладывая в сферу охраны труда, будет получать позитивный экономический эффект в виде избавления от выплат компенсаций, в виде пониженного страхового тарифа и, возможно, по другим направлениям (например, включения в определенные программы ФСС). Надо дать научно обоснованный инструментарий по расчету этого экономического эффекта и научить российских работодателей им пользоваться. Иначе они могут просто и не узнать о том, насколько мероприятия по охране труда могут быть им выгодны.

Профилактическая направленность охраны труда

Профилактическая направленность – вроде бы абсолютно понятный подход к организации модели охраны труда. Тем не менее, для России он является инновацией, которой нужно учиться. Важную роль здесь играет введение системы управления профессиональными рисками. Выявить, проанализировать, оценить риски, разработать меры по их снижению – вот одна из основных задач службы охраны труда на предприятии. Это работа, которая должна проводиться системно и базироваться на проведенной аттестации рабочих мест. Если раньше АРМ воспринималась как формальное бремя – провел ее, положил отчет на полку – и забыл, то теперь это основа для выстраивания работы по управлению профессиональными рисками. Это та деятельность, которую необходимо грамотно выстроить на каждом предприятии. Очевидно, что сейчас об управлении профессиональными рисками знают лишь самые «продвинутые» работодатели. Поэтому одна из задач прикладной науки состоит в следующем:

  • нужно разработать и проводить программы обучения (семинары, тренинги, курсы, другие программы) по формированию систем оценки профессиональных рисков на хозяйствующих субъектах;
  • разработать конкретные инструменты по оценке профессиональных рисков и донести эти инструменты до участников рынка (как аутсорсеров, оказывающих услуги, так и до хозяйствующих субъектов);
  • разработать и продвигать методические рекомендации по выстраиванию систем оценки профессиональных рисков – опять же для их применения и работодателями и организациями, оказывающими услуги в сфере охраны труда.

Организации, оказывающие услуги по охране труда, должны активно включаться в эту работу. Сегодня это важно и актуально, имея в виду, что продается услуга, несущая позитивный социальный и экономический эффект для работодателя.

Ну и конечно, профилактическая направленность – это не только управление профессиональными рисками, но и система обучение. Конечно это отдельная тема для разговора, но хотелось бы отметить, что сфера охраны труда созрела для новых форм обучения, с помощью дистанционных программ, велика потребность в современных обучающих модулях – имитационные модели, интерактивное обучение, тренажеры и проч. Пока этого еще очень и очень мало.

Стандартный подход – максимально удешевленное лекционное обучение с якобы самостоятельными занятиями в объеме 70% от всей программы – малоэффективен и должен уйти в прошлое. Обучение по одним и тем же программам, не учитывающим специфику обучаемых категорий и уже имеющуюся у обучаемых квалификацию, также не достигает поставленных целей. Нужно обучать управленческий персонал, разрабатывать и учить их методам внедрения безопасных, безвредных технологий и оборудования. Также по нашему мнению, нужно в систему ДПО вводить обучение, в рамках которого присваиваются профильные для охраны труда квалификации по направлениям «Аттестация рабочих мест», «Управление профессиональными рисками», «Система охраны труда на предприятии» и др. Систему высшего образования мы не раскачаем. А вот обеспечить наличие на рынке образовательных услуг обучающих организаций, которые присваивают вот такие квалификации в рамках программ по 1000 часов, должны. В противном случае в отрасли так и будут заняты все, кто угодно, но только не специалисты с профильным образованием. В стране должны появиться грамотные специалисты, которые в состоянии для каждого предприятия разработать и обосновать профилактические мероприятия с использованием результатов анализа фактических обстоятельств и причин профессиональных заболеваний и производственного травматизма, с учетом проведенной работы по оценке профессиональных рисков.

Вот это часть из тех направлений, которые мы, Институт труда и ВЦОТ и другие научные учреждения, должны будем реализовывать в ближайшее время. Совместно с организациями, оказывающими услуги в сфере охраны труда.