Светлана Маковская: «Мы стоим на пороге принципиальной перестройки образования»

23 августа 2018 года на традиционном краевом августовском педагогическом совете и. о. министра образования края Светлана МАКОВСКАЯ подвела итоги деятельности системы образования за прошедший год и обозначила основные направления развития на ближайший период.

В этом году президентом РФ Владимиром Путиным поставлены национальные цели, связанные с усилением глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождением Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.

Итоги единого государственного экзамена по обязательным предметам показывают наиболее точную картину общеобразовательной подготовки школьников края, поскольку экзамены по русскому языку и математике являются определяющими для получения аттестата о среднем образовании и участие в них принимают почти все выпускники.

Результаты ЕГЭ по русскому языку в крае стабильны в течение многих лет. Ежегодно каждый пятый участник экзамена по русскому языку демонстрирует высокий уровень подготовки, а доля не сдавших экзамен минимальна (в этом году 0,3 %), при этом она существенно ниже, чем по всем остальным предметам.

Благодаря планомерной работе, направленной на повышение качества математического образования на всех уровнях, в 2018 году в крае наблюдается в целом положительная динамика результатов ЕГЭ по математике.

По профильной математике в два раза уменьшилась доля участников, набравших балл ниже минимального, но при этом незначительно снизилась и доля высоких результатов. По базовой математике доля получивших максимальный балл («5») увеличилась с 32 до 51 %. Кроме того, в течение трех лет уменьшается доля участников ЕГЭ, не справившихся с работой.

Анализируя итоги основного государственного экзамена, мы отмечаем нестабильность результатов. Так, с одной стороны, увеличилась доля участников, получивших «4» и «5» за экзамен по математике, но с другой стороны, доля участников, не справившихся с ним, значительно не изменилась. По русскому языку по данным показателям аналогичная отрицательная динамика.

Говоря о результатах государственной итоговой аттестации, напомню, что мы оцениваем школы и муниципалитеты с учетом контекстных данных, которые характеризуют социально-экономические факторы, влияющие на образовательные результаты. В соответствии с условиями, в которых работает учитель и школа в целом, определяется уровень ожидаемых результатов.

Согласно этим данным, в большинстве муниципалитетов получены ожидаемые результаты, в 36 муниципалитетах — результаты выше ожидаемых, в шести муниципалитетах обучающиеся в течение нескольких лет показывают результаты по русскому языку и математике ниже ожидаемых.

Важно разобраться в причинах обозначенных тенденций, понимая, что качество предметных результатов во многом определяется тем, насколько у наших выпускников сформированы метапредметные умения.

Так, при анализе результатов ОГЭ и ЕГЭ эксперты всех предметных комиссий как на одну из главных причин низких результатов указывают на невысокий уровень читательской грамотности выпускников: ученики фактически не понимают то, что читают. Именно поэтому в крае серьезное внимание уделяется оценке читательской грамотности — ключевой составляющей умения учиться.

По результатам диагностики процент детей, не владеющих читательской грамотностью (пониженный и недостаточный уровень), практически не изменяется от 4-го к 6-му классу. Кроме того, на уровне основной школы мы начинаем «терять» сильных учеников: количество детей, справляющихся с самыми сложными заданиями, серьезно уменьшается.

Проблему повышения качества образования не решить простым повышением квалификации отдельных учителей. Необходима командная работа всего педагогического коллектива.

Первым шагом к формированию новой образовательной среды на территории края должно стать создание научно-образовательного центра федерального значения. Задачу повышения конкурентоспособности университетов планируется решать в том числе и за счет научно-образовательного комплекса Красноярского края, Республики Хакасия, Республики Тыва — территорий, входящих в проект «Енисейская Сибирь».

Для повышения качества общего образования в крае уже не первый год реализуются несколько специальных программ: концепция развития школьного образования в сельских районах. Сейчас в эту работу вовлечены 17 сельских территорий и более двух тысяч педагогов. Еще 36 учебных учреждений включены в федеральный проект по повышению качества образования в школах с низкими результатами и находящихся в трудных социально-экономических условиях. Совместно с Институтом повышения квалификации и Сибирским федеральным университетом разработана региональная программа повышения качества образования в этих школах. Результаты школьников можно будет оценить в конце предстоящего учебного года.

Развитие инфраструктуры является неотъемлемой частью развития общего образования. В этом году за счет средств краевого и федерального бюджетов на территории края осуществляется строительство восьми объектов образования. Для создания современных условий и достижения должного качества общего образования необходимо увеличить темпы строительства новых школ.

Еще одно направление развитие — это цифровизация образования. В Красноярском крае лишь 20 % школ используют новые технологии в обучении школьников. Положительные примеры — это Красноярская гимназия № 14, реализующая практику электронного обучения «E-Learning». Еще одним примером служит сетевой дистанционный проект по английскому языку «TownBridge» школы № 17 г. Ачинска и гимназии № 1 г. Канска. Он направлен на развитие коммуникативных навыков за счет организации сетевого дистанционного взаимодействия школ — участников проекта. В октябре 2018 года в лицее № 6 «Перспектива» г. Красноярска начнет работу Яндекс-Лицей. Это курсы программирования, на которые могут поступить ученики 8—9-х классов других школ города.

Мы понимаем, что образовательные технологии по сравнению с человеческими качествами вторичны. Самым важным человеческим качеством является мотивация, способность выбирать и действовать в соответствии с ценностями. Речь идет об ученике, вокруг которого и строится вся новая образовательная среда. Новые форматы — игровые, мобильные приложения, онлайн-платформы — всё это сервисы, а в центре — человек.

Ежегодно в крае большое внимание уделяется социальной адаптации и постинтернатному сопровождению детей-сирот. В результате нашей работы 93 % выпускников поступили в профессиональные организации с индивидуальными планами сопровождения, процент отчисления снижен с 15 % в 2014 году до 3 % в настоящее время.

Президентом России поручено к 2021 году обеспечить стопроцентную доступность дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет. В предыдущие годы в крае удалось сделать многое для дошколят — с 2012 года было создано более 39,5 тысячи дополнительных мест в детских садах, построено и приобретено более 70 новых зданий ДОУ. Для того чтобы своевременно выявлять у малышей проблемы в развитии, в крае созданы муниципальные консультационные центры и пункты, лекотеки, службы ранней помощи детям. В регионе работает Центр консультирования для педагогов и родителей по вопросам оказания ранней помощи на базе Краевого центра психолого-медико-педагогического сопровождения.

Краевому бюджету в рамках участия в федеральном проекте выделены средства в размере более одного млрд рублей на строительство в Красноярске восьми детских садов и создание дополнительно двух тысяч дошкольных мест. Для решения этой задачи необходимо также развивать негосударственный сектор, семейное дошкольное образование, работать с кадрами.

В крае развернута работа по повышению технологической грамотности молодежи, начиная со ступени дошкольного образования. Получили краевую поддержку проекты детского технопарка «Кванториум», «Школы космонавтики», сеть инженерных классов.

Города Железногорск и Зеленогорск, активно участвуя в проекте «Школа Росатома», создают условия для знакомства школьников с современными технологиями исследований, проектирования. Для учителей «Технологии» разработаны новые программы повышения квалификации, предусматривающие работу в лабораториях технопарка «Кванториум».

Значительное место в подготовке кадров для экономики края занимает краевая сеть учреждений среднего профессионального образования. Она является одной из самых крупных в Сибирском федеральном округе.

У многих техникумов и колледжей края имеются достижения по подготовке специалистов и рабочих кадров за счет контактов с работодателями: активно развивается практика организации целевого, практико-ориентированного обучения на основе соглашений с предприятиями края. Ярким примером такой подготовки специалистов сельскохозяйственного производства является взаимодействие Назаровского аграрного техникума с сельхозпроизводителями района.

В августе в Южно-Сахалинске завершился VI Национальный чемпионат, в котором высокое мастерство молодых профессионалов обеспечило краю второй год подряд восьмое место среди 85 субъектов РФ. Красноярцы завоевали 12 наград разного достоинства. Победители чемпионатов становятся золотым кадровым резервом региона.

Золотая медалистка Национального чемпионата 2017 года по компетенции «Лабораторный химический анализ» Яна Ветрова сразу после окончания Ачинского техникума нефти и газа была приглашена на работу в центральную лабораторию Ачинского нефтеперерабатывающего завода. Будучи сотрудником предприятия, она стала победителем конкурса профессионального мастерства компании «Роснефть» и в ноябре 2018 года будет представлять корпорацию на российском чемпионате работников высокотехнологичных отраслей WorldSkills Hi-Tech.

Как следствие нашей работы, мы видим рост привлекательности колледжей и техникумов среди абитуриентов. Так, количество поданных заявлений в текущем году выросло практически на две тысячи человек по сравнению с 2016 годом.

В этом учебном году планируется:

  • расширить перечень подготавливаемых профессий, востребованных на рынке труда;
  • увеличить количество направлений и объемы целевой подготовки кадров под заказ предприятий и при непосредственном участии работодателей;
  • модернизировать образовательные программы среднего профессионального образования за счет создания инновационных сетей учреждений по различным направлениям подготовки во главе с центрами компетенций, оснащенными современными ресурсами;
  • создать условия для ранней профессионализации школьников за счет реализации проектов «Урок технологии», «Билет в будущее», «Юниорскиллс» при участии детского технопарка «Кванториум» и вузов.

Таким образом, конкурентным преимуществом края являются совместные с работодателями инновационные проекты в области ранней профессионализации и подготовки кадров (практико-ориентированное обучение, сетевая образовательная программа на цифровой платформе), а также сеть центров компетенций, внедряющих современные программы подготовки по профессиям из топ-50.

Нестандартная ситуация требует нестандартных ответов и может служить катализатором, который вдохновит и объединит лучшие начинания, ведущие нас к реализации коллективного потенциала. Успешной и результативной нам всем работы!