На заседании трехсторонней комиссии

15 июля 2010 года состоялось очередное заседание краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально - трудовых отношений.

«Сертификаты доверия»

В рамках заседания руководитель государственной инспекции труда в Красноярском крае Владимир Пиманов вручил первые «Сертификаты доверия работодателю». Первый сертификат получил директор по персоналу Ачинского нефтеперерабатывающего завода Восточной нефтяной компании Владимиру Куликову и председателю профсоюзного комитета завода Татьяне Кабенко. Второй сертификат достался представителям Сибирского государственного аэрокосмического университета: ректор СибГАУ Геннадий Беляков и председатель профсоюзного комитета университета Тамара Скрипка.

Проект «Декларирование деятельности работодателя по реализации прав работников» стартовал в Красноярском крае 27 апреля. Для участия в нем организации (индивидуальные предприниматели) должны направить в государственную инспекцию труда в Красноярском крае заявление-декларацию установленной формы. При положительном решении специальной комиссии победители включаются в реестр работодателей, гарантированно соблюдающих трудовые права работников, и становятся обладателями сертификатов, что на пять лет освобождает их от плановых контрольных проверок в сфере соблюдения трудового законодательства.

Зарплата в поле не растет

Далее на заседании трехсторонней комиссии были рассмотрены два важных вопроса.

По первому вопросу «О соблюдении трудового законодательства по оплате труда в организациях агропромышленного комплекса» докладывал Рафаэль Шагеев, первый заместитель министра сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края. Он сообщил, что согласно статистическим данным, средняя зарплата в отрасли составляет 8 тысяч 479 рублей, при этом задолженность по зарплате — 917 тысяч. Невыплата зарплаты зафиксирована на 2-х предприятиях. Первое — племзавод «Северное» в Ирбейском районе, задолженность которого составляет 764 тысячи рублей. Предприятие находится в критическом финансовом положении, в настоящее время у него сменился собственник. Данный вопрос находится под контролем прокуратуры, и за последние месяцы задолженность по зарплате снизилась на 13%. Второе предприятие — колхоз «Искра» в Казачинском районе, где задолженность составляет 153 тысячи рублей. Ситуация также находится под контролем прокуратуры, и в ближайшее время должна появиться положительная динамика.

Продолжил тему Виталий Дрожжаков, председатель Красноярской краевой организации профсоюза работников агропромышленного комплекса Российской Федерации. По его мнению, важнейшим фактором организации общественного контроля над соблюдением законодательства в области оплаты труда является наличие на предприятиях первичных профсоюзных организаций. Юристами краевой организации профсоюзов осуществляется юридическая консультация членов профсоюза, подготовка судебных документов и представительство в судах. За 2009 год принято на личном приеме 227 человек, проведено 12 комплексных проверок, из них 2 – совместно с органами прокуратуры. Основные нарушения в области оплаты труда в организациях, где есть профсоюзы – не начисление доплаты за работу сверх продолжительности рабочего времени, задержки выплаты заработной платы и невыплата компенсационных надбавок. Также были попытки дискриминации в заработной плате отдельных работников со ссылкой на 74 статью трудового кодекса, когда зарплата снижалась путем изменений по инициативе работодателя условий трудового договора отдельным работникам со ссылкой на мировой финансовый кризис. Судебной практикой была подтверждена позиция профсоюзов в том, что такие изменения возможны только по причинам, связанным с изменением организационных и технологических условий труда, и они могут касаться определенных должностей, а не конкретных работников. В организациях, где профсоюза нет, ситуация гораздо хуже. По данным прокуратуры, нарушения в агропромышленном комплексе носят массовый характер. Распространены невыплаты причитающихся работникам средств при увольнении по сокращению штата, нарушения прав граждан на выплату зарплаты не ниже МРОТ, нарушения ст. 136, которая обязывает выплачивать заработную плату не реже, чем каждые полмесяца, нередко зарплата выдается в натуральном виде по завышенным ценам. Часто трудовые отношения и вовсе не оформляются. Все это говорит о том, что в отрасли сельского хозяйства предстоит большая работа, провести которую должны все стороны социального партнерства.

Александр ВОРОНИН, президент Красноярской краевой ассоциации фермерских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов «Земля», выступил в защиту работодателей, подчеркнув, что основная причина невыплаты зарплаты – тяжелое финансовое состояние предприятий. «Вопрос в том, где взять деньги. На селе в настоящее время сложилась непростая ситуация. Во-первых, зерно нам предлагают продавать ниже себестоимости. Во-вторых, серьезной недоработкой министерства сельского хозяйства считаю не реализацию избытков сельхозпродукции. По последней информации, в СФО не реализовано 300 тысяч тонн зерна. Это деньги, которые могли бы поступить сельхозпроизводителям. Для фермера, даже крупного, выход на внешний рынок очень проблематичен, поэтому этим вопросом должно заниматься государство. Мы уже сейчас можем заключать договора с теми регионами, которые объявлены чрезвычайными, например, с Читинской областью и Забайкальским краем».

Рафаэль Шагеев ответил на критику, отметив, что министерство сельского хозяйства – не маркетинговая служба предприятий, и деятельность по реализации сельхозпродукции выходит за рамки полномочий министерства. Однако инициативно министерством проводится работа для обеспечения внешнеэкономической деятельности предприятий. На сегодняшний день подписан контракт с Китаем на 680 тысяч тонн зерна. Вторая мера поддержки предприятий – компенсация части затрат на оплату железнодорожного тарифа. Размер компенсации зависит от расстояния и достигает 50% от стоимости тарифа. «Александр Николаевич Воронин сетовал на низкие закупочные цены на зерно. Однако цены растут, в среднем на 10 процентов в год. Этого, конечно, не достаточно. Но, к примеру, ровно год назад цена на молоко составляла 7,5 рублей, а сейчас – 11,99. Таким образом, государство выплачивает производителям молока субсидию на продукцию, которая выше себестоимости. Это тот элемент, который дает сельхозпредприятиям возможность выплачивать зарплату вовремя и в полном объеме. И третья мера – с 2011 года внедряется новая форма государственной поддержки – поддержка животноводства. То есть в настоящее время существуют и денежные, и организационные механизмы поддержки. И если мы недостаточно информируем о них сельхозпроизводителей – это наша вина» — подчеркнул замминистра.

Выступивший следом руководитель государственной инспекции труда в Красноярском крае Владимир Пиманов констатировал, что в последнее время наметилась негативная тенденция, когда люди у фермеров работают без оформления трудовых или гражданско-правовых отношений, т.е. «в черную». Почему это происходит? Для ведения кадрового производства нужны специалисты, которых у фермера нет. Частично проблему могла бы снять организация в районах консалтинговых служб, которые на платной основе оказывали бы услуги группе фермеров. «Мы проводим комплексные проверки районов, по итогам проверок – совещания, на которые приглашаем руководителей предприятий. Но без поддержки администрации районов нам ситуацию не изменить. Как минимум, нужно поставить задачу, чтобы в каждом районе была трехсторонняя комиссия», — считает Владимир Пиманов.

Валерий Сергиенко, депутат Законодательного собрания края, высказал мнение, что причина такого положения дел в сельхозсфере – отсутствие в ней отраслевых объединений работодателей и крайне малое количество первичных профсоюзных организаций. Союзы работодателей не могут взять ответственность за выплату зарплаты на селе, т.к. не имеют там никакого влияния.

Светлана Андронова, депутат Законодательного собрания, также отметила, что сельское хозяйство «вывалилось» из социального партнерства. Эта отрасль получает поддержку от государства, но двух других сторон на селе нет, в результате люди оказываются в бесправном положении.

По итогам заседания членами трехсторонней комиссии было принято решение рекомендовать сторонам социального партнерства краевого уровня в течение III квартала 2010 года рассмотреть целесообразность создания краевого агропромышленного Союза, включающего в себя работодателей организаций — производителей сельскохозяйственной продукции. Красноярской краевой организации профсоюза работников агропромышленного комплекса рекомендовано в течение 2010 года провести мероприятия по формированию первичных профсоюзных организаций в организациях агропромышленного комплекса края и заключению коллективных договоров.

В порядке контроля через несколько заседаний члены комиссии должны еще раз обратиться к этому вопросу.

Спорт – путь к здоровью

Второй вопрос, рассмотренный на трехсторонней комиссии – «О мерах, принимаемых сторонами социального партнерства по популяризации здорового образа жизни среди работников и обеспечению доступности занятий физической культурой и спортом».

Алексей Никифоров – заместитель министра спорта, туризма и молодежной политики Красноярского края, проинформировал собравшихся о положении дел в данной сфере. Из его доклада следует, что особенно интенсивный рост всех показателей, характеризующих сферу физической культуры и спорта, наблюдался во второй половине 20 века вплоть до 90-х годов, когда прекратилось строительство спортивных объектов, начала разрушиться система профсоюзного спорта и т.д. В последнее время наблюдается положительная динамика развития отрасли, как в России, так и в Красноярском крае. Но есть еще немало проблем, для решения которых требуется комплексный подход и объединение усилий. За этими на первый взгляд «общими словами» скрывается реальная ситуация. Приоритеты развития сферы физической культуры и спорта до 2020 года нормативно закреплены на государственном уровне, и это – возможность для граждан вести здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой и спортом, получить доступ к развитой спортивной инфраструктуре. «Для решения этих задач нашим министерством с привлечением экспертов был проведен анализ текущей ситуации, который показал, что в массовый спорт на данный момент вовлечены всего чуть более 14 процентов населения края – 400 тысяч человек. В приспособленных для занятия физической культурой помещениях сейчас занимается чуть больше 103 тысяч детей в детских садах и 295 тысяч учащихся школ. Из более чем 170 тысяч студентов Красноярского края систематически занимаются физической культурой и спортом не более 20%. Причем для этих 3-х категорий жителей созданы наиболее комфортные условия для занятия спортом. Число же занимающихся спортом людей с ограниченными возможностями составляет меньше процента от общего числа».

Эффективное решение задач массового спорта, по мнению Алексея Никифорова невозможно без решения вопроса кадрового обеспечения отрасли. Не секрет, что средний возраст тренерского преподавательского состава – предпенсионный, 48-50 лет. В Красноярском крае подготовкой специалистов занимаются 4 профильных учебных заведения, но статистика показывает, что лишь 25 процентов выпускников находит работу по специальности, при этом через год из этих 25 процентов остается только половина. Решение проблемы невозможно без разработки программ по закреплению кадров на краевом и муниципальном уровнях.

Также серьезной проблемой в сфере массового спорта является обеспечение доступности спортивных сооружений для людей. Значительная часть из существующих на данный момент спортивных сооружений (всего их – 5309) находятся при школах, а значит, в них практически закрыт доступ других возрастных групп. Сегодня на одно спортивное сооружение приходится 560 человек. К примеру, в республике Башкортостан, при численности населения больше, чем в крае, это соотношение составляет 380 человек. Для повышения обеспеченности населения спортсооружениями необходимо увеличить показатели единовременной пропускной способности со 129,9 тысяч до 219,7 тысяч человек, т.е. более чем в 1,5 раза. Это значит, что численность спортивных сооружений должна быть не менее 7 тысяч. «Министерство спорта уже подготовилось к решению этой задачи, в наличии имеются типовые проекты быстровозводимых сооружений, разработана карта с нанесением территорий, в которых дефицит наиболее острый, в соответствии с поручением губернатора разработан перечень перспективного строительства объектов спортивной инфраструктуры на период 2010-15 годы, по которому предполагается ввод 159 объектов», — сообщил он.

Следующая проблемная тема – финансирование отрасли. В 2009-м году по объему финансирования Красноярский край находился на 43 месте в Российской Федерации и на 6-м – в СФО. Объем финансирования на 1 жителя края составил 535 рублей. Для сравнения, в Хантемансийском округе, близком по климатическим условиям, этот показатель — 3 953 рубля, а средний по России – 820 рублей. Соответственно, для доведения объемов финансирования в Красноярском крае до общероссийских показателей требуется увеличение затрат на физическую культуру.

Далее выступил Николай Наумов – директор ООО «Научно-производственная фирма «Рок Пилларс» с рассказом о том, как, по его мнению, можно привлечь к занятию спортом большее количество жителей края.

В итоге по данному вопросу комиссией было рекомендовано министерству спорта, туризма и молодежной политики Красноярского края продолжить работу по развитию инфраструктуры для обеспечения доступности занятий физической культурой и спортом. Также необходимо совершенствовать частно-государственное и общественно-государственное партнерства в этой области через создание спортивных клубов для различных категорий граждан.

Региональным объединениям работодателей было рекомендовано в течение 2010 года провести консультации с руководителями организаций – членами региональных объединений работодателей по вопросам включения в коллективные договоры взаимных обязательств по созданию работникам условий для занятий физической культурой и спортом, организации и проведения спортивных мероприятий в трудовых коллективах (спартакиады, турниры и пр.); по выделению финансовых средств на создание работникам условий для занятий физической культурой и спортом; по сохранению и поддержанию спортивных объектов и сооружений, состоящих в имущественном комплексе организаций.