Проектная деятельность – залог успешности

Н. В. СМИРНОВА, главный психолог отдела содействия профессиональной карьере КГБОУ ДПО «Красноярский краевой центр профориентации и развития квалификаций»

Успешное развитие предприятий зависит от быстроты их реагирования на изменяющиеся экономические условия, способности генерировать и осуществлять различные инициативы: будь это совершенствование технологий, выпуск новой продукции, внедрение новых, более прогрессивных способов организации производства, взаимодействие с партнерами. Бесспорным помощником в достижении этих целей является проектная деятельность, разумное построение которой позволяет легко решать поставленные задачи.

 

Современное информационное пространство перенасыщено сведениями о проектной деятельности, касающимися в основном вопросов организации проектной деятельности в образовании. Поэтому руководитель предприятия сталкивается с необходимостью больших временных затрат на изучение интересующего его вопроса, а процесс внедрения напоминает метод проб и ошибок, что ведет к экономическим потерям. В статье мы раскрываем основные аспекты проектной деятельности, основанные на эффективной апробации в нашей практике.

Итак, что же такое проект? Под проектом понимается временное действие, имеющее своей целью создание уникального продукта, услуги или достижение конкретного результата в заданные сроки, в рамках указанного бюджета.

Отличительной особенностью проектной деятельности является наличие четких сроков реализации, уникальность, необходимость заранее координировать многоплановые действия и детальное руководство на протяжении всего времени реализации проекта.

Выделяется пять последовательных этапов в реализации проекта:

  1. инициация,
  2. планирование,
  3. исполнение,
  4. мониторинг и контроль,
  5. завершение.

Остановимся на детальном описании каждого из них.

На первом этапе определяется основной замысел проекта. С учетом намеченной идеи в укрупненном виде разрабатывается примерный план ее реализации, затем производится предварительная оценка необходимых ресурсов, дается характеристика средств и методов ее достижения, оцениваются основные риски проекта и намечаются пути и методы их уменьшения, делается вывод о жизнеспособности проекта и принимается решение о том, стоит ли работать над ним дальше.

Документальным итогом работы на этапе инициации является паспорт проекта — это параметрическое описание всей концепции. Из описания должно быть видно, что решаемая проблема актуальна, понятно, чьи и какие именно потребности будут удовлетворять созданные благодаря проекту продукты и услуги. Кроме того, следует показать выгодные отличия предлагаемого варианта решения проблемы от имеющихся альтернатив. Если речь идет об улучшении чего-либо, рекомендуем продемонстрировать сравнительные преимущества результатов проекта по отношению к принятым способам удовлетворения тех же потребностей.

Второй этап нацелен на разработку плана, в котором определены и документированы все действия, необходимые для достижения целей проекта. В конце успешно пройденного этапа планирования создаются рабочие документы. В них содержатся принятые к исполнению цели и задачи проекта, логически увязанная система предстоящих работ, календарные планы-графики работ, бюджет, описание системы управления проектом. Проходит итоговое согласование разработанных документов, утверждение функций участников проекта со всеми заинтересованными сторонами: руководство подразделений, общественные и образовательные организации, предприятия, администрация и т. д. Собираются письма-соглашения с партнерами проекта, рекомендательные письма, документы, подтверждающие проведение переговоров о площадках реализации проекта, наличии ресурсов, а также об опыте и квалификации исполнителей. Наличие данных документов во время утверждения проекта увеличивает его жизнеспособность.

Затем наступает третий этап — исполнение проекта. Этап направлен на непосредственное создание продукта (услуги), ради которых реализуется данный проект. Набирается команда, проводится ее инструктаж или обучение. В ходе выполнения работ, запланированных в плане проекта, идет отладка командного взаимодействия, реализуются меры по устранению недопустимого отклонения от плановых показателей.

Четвертый этап — мониторинг и контроль. Он нацелен на отслеживание степени соответствия плановых показателей, своевременное обнаружение возможных проблем и отклонений, принятие решений в ответ на изменения, возникающие в проекте, контроль качества.

Пятый этап — завершение проекта. Включает процедуры по составлению итоговых отчетов, проведение окончательных взаиморасчетов между участниками проекта. На этом этапе также могут заключаться договоры о дополнительных услугах. Отдельной частью завершающего этапа является обобщение и описание накопленного опыта. Главная часть успешного завершения проекта — передача произведенного продукта (услуги) тому пользователю, которому он и предназначался.

В ходе разработки и реализации проекта для предотвращения «неполадок» рекомендуем обратить внимание на следующее:

— проект должен быть посильным для выполнения;

— должны быть созданы необходимые условия для успешного выполнения проекта;

— если проект групповой, то каждый участник должен четко понимать свои функции и вклад в выполнение проекта. По итогам реализации проекта каждый участник получает индивидуальную оценку;

— на всех этапах осуществляется качественное пошаговое руководство проектом;

— необходимо обязательно презентовать промежуточные и итоговые результаты работы по проекту на сайтах, отчетных семинарах, межведомственных комиссиях, совещаниях с партнерами проекта, в СМИ. Это позволит повысить конкурентоспособность и престижность предприятия;

— на этапе завершения проекта необходимо провести рефлексию хода реализации проекта для достижения более высокого профессионального уровня в проектировании последующих проектов.

Руководители предприятий заинтересованы в сотрудниках с высоким уровнем развития навыков ведения проектной деятельности. С целью развития потенциала кадрового персонала привлекаются квалифицированные специалисты для проведения лекций, семинаров и тренингов, курсов повышения квалификации, направленных на формирование компетентности работников в вопросах проектной деятельности. На рынке оказания образовательных услуг востребованы специалисты КГБОУ ДПО «Красноярский краевой центр профориентации и развития квалификации». Он является методическим центром повышения квалификации специалистов разных социально-экономических систем, в том числе по формированию навыков проектной деятельности. Использование сотрудниками предприятия полученных знаний на практике позволяет повысить эффективность работы организации и ее конкурентоспособность.