Надзорные каникулы

Юрий Зданович, начальник отдела по надзору за соблюдением прав предпринимателей прокуратуры Красноярского края, младший советник юстиции

В июле текущего года Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» дополнен статьей 26.1, устанавливающей так называемые надзорные каникулы.

В частности, Законом предусмотрено, что с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года плановые проверки в отношении субъектов малого предпринимательства не проводятся.

При этом юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе самостоятельно подать в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля заявление (с подтверждающими документами) об исключении из ежегодного плана проведения плановых проверок проверки в отношении их, если полагают, что проверка включена в ежегодный план проведения плановых проверок в нарушение положений статьи 26.1 указанного Федерального закона.

При получении органом контроля (надзора) документов, подтверждающих отнесение юридического лица, индивидуального предпринимателя к субъектам малого бизнеса, проведение плановой проверки прекращается, о чем составляется соответствующий акт.

Проведение плановой проверки с нарушением требований статьи 26.1 является грубым нарушением требований законодательства о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле и влечет недействительность результатов проверки.

В то же время определены случаи, в которых орган контроля (надзора) при формировании ежегодного плана проведения плановых проверок вправе принять решение о включении в ежегодный план проверки в отношении таких лиц. Подобные случаи могут возникать при наличии у органа контроля (надзора) следующей информации:

  1. о ранее вступившем в законную силу постановлении о назначении субъекту малого предпринимательства административного наказания за совершение грубого нарушения или административного наказания в виде дисквалификации или административного приостановления деятельности;
  2. о ранее принятом решении о приостановлении и (или) аннулировании лицензии.

Кроме того, стоит отметить, что положения статьи 26.1 Закона применяются в отношении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, за исключением:

  • федерального государственного надзора в области промышленной безопасности и федерального государственного пожарного надзора в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих опасные производственные объекты I или II класса опасности;
  • федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих гидротехнические сооружения I или II класса опасности;
  • государственного экологического надзора в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, I или II категории;
  • федерального государственного надзора в области обеспечения радиационной безопасности;
  • федерального государственного контроля за обеспечением защиты государственной тайны;
  • лицензионного контроля в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами;
  • внешнего контроля качества работы аудиторских организаций;
  • федерального государственного надзора в области использования атомной энергии.

Учитывая названные законодательные новеллы, прокуратурой Красноярского края незамедлительно обеспечено исполнение их нормативных требований. В ходе работы по формированию ежегодного сводного плана проверок на 2016 год приняты меры к исключению из поступивших на согласование планов органов контроля (надзора) проверок в отношении субъектов малого предпринимательства.