ЖКХ. Касается каждого

Для современной России тема ЖКХ является практически неисчерпаемой. О ней можно говорить постоянно и всегда открывать для себя и читателей десятки новых проблем и сотни вариантов их решения. Для того чтобы попытаться сблизить позиции коммунальных служб и населения по ряду проблем, журнал «СП» побеседовал с Анатолием МАТЮШЕНКО, заслуженным работником жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

О ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ

— Анатолий Иванович, что сегодня происходит в жилищно-коммунальном хозяйстве?

— Начну издалека. За последние 25 лет жилищное хозяйство в нашей стране прошло большой путь: от полного государственного управления до современного состояния. В прежние времена жилье принадлежало государству, государством же и финансировалось. Потребители оплачивали всего около 4 % затрат. Поэтому наши люди и привыкли к тому, что услуги ЖКХ должны составлять малую часть их расходов. Да, в той системе многое заслуживало критики, но, надо отметить, была налажена система планового капитального ремонта — вплоть до временного выселения жильцов и полного обновления жилого дома.

Однако с середины 80-х годов система капремонта практически прекратила существование. Жилищный фонд начал ветшать. Когда в 1992—1993 годах в России развернулась приватизация жилья, никто в государстве не предполагал, как им управлять в дальнейшем. Тарифы для населения в тот момент покрывали от 20 до 40 % себестоимости коммунальных услуг, но поднимать их не было возможности: вспомним, какое было время, зарплату бюджетникам не платили по нескольку месяцев. В итоге в сфере ЖКХ складывалась сложная долговая зависимость.

В 2002 году Законодательным собранием края было принято решение об увеличении роста тарифов по оплате за жилье и коммунальные услуги. Тарифы поднялись до 40 % от себестоимости услуг, а с 2003 года — до 90 %. Но длившееся более 10 лет недофинансирование, естественно, сказалось на отрасли, и прежде всего — на отсутствии текущего и капитального ремонта: денег едва хватало на зарплату работникам, содержание жилфонда и подготовку к зиме, ликвидацию аварийных ситуаций. Подобный режим эксплуатации приводил к медленному разрушению зданий.

В начале 2000-х годов активно начался процесс реформирования, в правительстве посчитали, что если передать жилье в частные руки, то в отрасли наступит подъем. Однако если в других сферах экономики после перехода на рыночные отношения субъекты бизнеса стали работать по рыночным же ценам, т. е. рентабельно, то в ЖКХ, где существуют ограничения по тарифам, отсутствие средств не позволило предприятиям развиваться. Причем с потерей госконтроля в отрасли появились недобросовестные люди, которые умудрялись даже на небольших финансовых ресурсах, которые платило население, наживаться, создавать нечестные схемы.

То есть современной России в наследство осталось ЖКХ в плачевном состоянии. И наш край, в том числе Красноярск, не исключение.

— В чем же выход из ситуации? В повышении тарифов?

— Постоянное повышение тарифов будет ставить нас в непростое финансовое положение, зарплаты населения не успеют за таким ростом цен. Но бесконечно сдерживать тарифы нельзя. Сегодня ЖКХ уже вышло на такую траекторию своего развития, что требуется инновационный прорыв в этой отрасли. И благодаря развитию, новым технологиям можно добиваться сдерживания тарифов. Но при этом крайне важно, чтобы люди получали качественные услуги. Существует законодательно зафиксированный обязательный минимальный перечень жилищно-коммунальных услуг, но услуги сверх этого минимума никто не запрещает оказывать. И стоить они будут, естественно, дороже. В Красноярске есть примеры, когда жильцы сами устанавливают повышенный тариф и получают идеальные подъезды и ухоженные дворы. К этому желательно стремиться.

ЖКХ – ПОД КОНТРОЛЬ

— Вы упомянули государственный контроль над ЖКХ. Считаете ли вы, что он необходим? И есть ли у органов местного самоуправления какие-либо рычаги влияния на частные управляющие организации?

— На сегодняшний день муниципалитет потерял функции контроля над ЖКХ, в большинстве населенных пунктов жилищный фонд на 99 % управляется частными организациями. И тесные связи с компаниями, которые обеспечивают функционирование жилищного фонда, у государства по-прежнему не налажены. Как правило, администрации муниципалитетов оправдывают свое бездействие отсутствием полномочий для влияния на работу частных компаний. Однако согласно 131-му Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» именно муниципалитеты, т. е. администрации городов и поселков, отвечают за жизнеобеспечение населения. Таким образом, власть обязана взаимодействовать с бизнесом в этой сфере, проходя по тонкой грани между невозможностью прямого командования и полным бездействием.

За исполнением законодательства надзор ведет прокуратура, и это рычаг органов местного самоуправления. Ведь мы не просим ничего более, чем оказания качественных услуг за те деньги, которые собраны с населения. Пока наше общество не дозреет до того, что надо самостоятельно требовать со всех структур оказания качественных услуг, будет длиться этот переходный период. Здесь влияние власти и просветительская, идеологическая работа с населением и организациями.

Также требуется помощь власти в обеспечении прозрачности тарифов. В частности, министерство строительства и ЖКХ края могло бы взять на себя разработку типовых документов, таблиц, показывающих, в каком объеме должны финансироваться те или иные направления жизнеобеспечения населения. Эти таблицы стали бы отправными точками для управляющих организаций при их работе с жильцами. Нужно прямо сказать людям: сегодня содержание одного квадратного метра жилья обходится нам во столько-то и вот по каким причинам.

Когда наши граждане поймут, что никто их не обманывает, что все цифры реальны, все расчеты верны, тогда, может, начнет перестраиваться их сознание и отношение к своему жилью, к нелегкой работе служащих жилищно-коммунального хозяйства.

ОСОЗНАТЬ СЕБЯ СОБСТВЕННИКОМ

— Говоря о работе с населением, давайте остановимся на том, насколько к настоящему моменту сформировано у людей чувство ответственности за жилье, находящееся в их собственности?

Проблема еще существует: мы за годы реформ так и не создали нормального собственника. Причина — в менталитете, в длительном периоде существования государственного жилья и в отсутствии системного просвещения людей. Эту функцию, я считаю, должно брать на себя государство. Людям нужно показывать на редких положительных примерах управления домами, где жильцы всем довольны, как можно всё организовать, чего можно добиться общими усилиями.

В общественном пространстве надо менять отношение к жилью. Из потребителей мы должны превратиться в настоящих хозяев — собственников своего жилья. Иначе можно долго жаловаться на ржавые трубы водопроводов и канализации, на грязные подъезды и тому подобное, а проблемы останутся. Это ведь страшно — по-прежнему думать, будто все коммунальные услуги предоставляются нам бесплатно или за чисто символические «копейки».

К примеру, часть жителей многоквартирного дома или частных домов, по разным причинам, не оплачивает несколько месяцев услуги ЖКХ. Управляющие организации, не получая данные платежи от людей, всё же обязаны в конце каждого месяца оплатить в полном объеме полученную горячую и холодную воду, электроэнергию, тепло, газ ресурсоснабжающим компаниям. Получается, что у управляющих организаций возникает «разрыв» в их бюджете — они платят больше, чем собирают денег с людей. В таком случае получается убыточный принцип работы предприятия. Отсюда и возникает падение качества услуг ЖКХ, экономия на персонале, ремонтах и обслуживании. Вместо трех рабочих нанимают одного, вместо косметического ремонта подъезда или замены прогнивших труб в доме эти средства идут на покрытие долгов за воду, электричество, газ, тепло, возникших из-за тех же самых должников. Это один вариант. Второй — когда управляющая организация из-за долгов людей вообще не может расплатиться с поставщиками, и те также начинают нести убытки. Эта «порочная» практика неплатежей создает проблемы и нестабильность в отрасли в целом, порождая справедливое недовольство людей, исправно платящих квартплату, качеством услуг ЖКХ.

СУТЬ – В КАДРОВОМ ВОПРОСЕ

— Ощущается ли в отрасли ЖКХ дефицит кадров?

Кадровое обеспечение — одна из серьезнейших проблем в коммунальной сфере. ЖКХ нуждается как в квалифицированных специалистах рабочих профессий, так и в инженерных и управленческих кадрах. А в настоящее время профессию «Специалист по управлению жилым фондом» не дает ни одно учебное заведение. Такой специалист должен владеть информацией о конструктивных особенностях дома, о его безопасности, о требованиях по его восстановлению и ремонту, обладать знаниями по сантехнической, электрической, лифтовой части, а также быть в большой степени и психологом, уметь так выстроить отношения между жилищной организацией и жителями, чтобы достигнуть взаимопонимания. Сегодня в нашей стране появилась учебная программа, позволяющая начать подготовку и выпуск специалистов в области управления жилым фондом, и над этим вопросом стоит работать на уровне правительства края с Сибирским федеральным университетом.

Также системной должна стать работа органов власти по повышению профессионального уровня управляющих кадров в ЖКХ, нужно на регулярной основе проводить обучающие семинары по подготовке и переподготовке работающих специалистов в области управления жилищным хозяйством и оказания услуг, причем не только в Красноярске, но и с выездом в районы края.

Кадровый дефицит в отрасли усугубляет низкий уровень заработной платы на ряде предприятий. Заработная плата в жилищных организациях напрямую зависит от тарифов. И пока мы все не начнем менять отношение населения к содержанию жилья, мы не найдем ресурсов для повышения зарплаты. В СМИ каждый день звучит: система ЖКХ непрозрачна. Давайте сделаем ее прозрачной! Нормативно-правовая база это позволяет — есть постановление правительства РФ, которое утвердило минимальный набор услуг на содержание жилья, есть трехстороннее правительственное соглашение, устанавливающее минимальную ставку работника 1-го разряда, есть нормативные трудовые документы, которые нормируют уровень зарплаты каждого сотрудника — и эту таблицу можно сделать прозрачной. На местном уровне, работая с населением, показывая ситуацию, мы сможем вопрос решить.

Для того чтобы в отрасли ЖКХ произошли существенные сдвиги в положительную сторону, власть всех уровней, работающий в этой сфере бизнес и общество должны двигаться в едином направлении, «играть в одной команде», чтобы, выстроив систему эффективных взаимоотношений, решать насущные вопросы.