Трудоустройство иностранных граждан

Ольга МОНИД, специалист по кадрам ООО «Межотраслевой центр охраны труда и кадрового делопроизводства»

В 2012 Президент России утвердил новую Концепцию государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года. Документ определяет общее направление развития миграционного законодательства до 2025 года включительно и задает стратегический курс, согласно которому будут выстраиваться трудовые отношения с иностранными гражданами. Основной курс новой миграционной политики — привлечение иностранных мигрантов с целью прироста населения страны в районы, испытывающие отток людей — на Дальний Восток и Сибирь.

Новая Концепция миграционной политики стала попыткой упростить и сделать более прозрачной процедуру приема на работу иностранных граждан. Так, например, разработана упрощенная процедура приема на работу высококвалифицированных иностранных специалистов, а 24 ноября 2014 года Президентом В. В. Путиным подписан Федеральный закон № 357-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», заменяющий квотирование трудовой деятельности иностранных граждан, прибывающих в безвизовом порядке въезда на территорию РФ, на индивидуальные патенты. Оформить патент будет необходимо в том случае, если мигрант при пересечении границы в строке о цели визита укажет, что едет работать, а само заявление подаст в течение 30 календарных дней со дня въезда в страну. Если же он не успеет выполнить условие, то ему откажут в занятости. Данные изменения вступят с 1 января 2015 года. Кадровики, сталкивающиеся на практике с необходимостью оформления трудоустройства иностранцев, не понаслышке знают, что получить квоты на прием иностранных работников бывает очень непросто (а скорректировать — еще сложнее).

В Трудовой кодекс РФ внесена новая глава 50.1 «Особенности регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства», которая проливает свет на сложные вопросы приема работу иностранной рабочей силы (вступает в силу 13.12.2014).

Процедура оформления приема на работу иностранца.

Порядок оформления на работу зависит от статуса нахождения иностранного гражданина на территории РФ. Статусов пять:

  • временно пребывающий — лицо, прибывшее на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание;
  • временно проживающий — лицо, получившее разрешение на временное проживание;
  • постоянно проживающий — лицо, получившее вид на жительство;
  • беженец — лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений;
  • получившие на территории РФ временное убежище. Временное убежище — это возможность иностранного гражданина или лица без гражданства временно пребывать на территории Российской Федерации.

Представленная таблица отражает особенности оформления трудовых отношений с иностранными работниками с учетом новых изменений (кроме высококвалифицированных специалистов).

Штрафы на работодателей за нарушение миграционного законодательства.

Законодательством предусмотрена административная ответственность организаций, использующих иностранную рабочую силу с нарушением норм миграционного законодательства.

Административную ответственность работодатель несет в случае привлечения иностранных работников к трудовой деятельности при отсутствии у них разрешения на работу, а также при отсутствии у него разрешения на использование иностранной рабочей силы и за неуведомление в необходимых случаях госорганов о привлечении иностранцев. Согласно КоАП это влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан от 2 000 до 5 000 P;
  • на должностных лиц от 25 000 до 50 000 P;
  • на юридических лиц от 250 000 до 800 000 P либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.