Постепенно жизнь в новых регионах России переходит в мирное русло: налаживается быт, отстраивается разрушенное в ходе боевых действий, начинают функционировать системы здравоохранения, образования, транспортной инфраструктуры и т. д. Немалое внимание уделяется и вопросам социальной защиты населения.

Министр труда и социальной защиты РФ Антон КОТЯКОВ на заседании Президиума Совета законодателей РФ 21 июля 2023 года сообщил, что для Минтруда обеспечение полной интеграции новых субъектов России в законодательство РФ является приоритетной задачей. Публикуем тезисы доклада министра.

23 марта 2023 года в Государственной думе прошел ежегодный отчет Правительства РФ. Его представил председатель Правительства РФ Михаил МИШУСТИН, который рассказал об итогах работы в 2022 году, а также ответил на вопросы депутатов всех фракций. Кроме того, в отчете приняли участие региональные парламенты, деловые сообщества и профсоюзы.

В 2022 году свое 30-летие отметил Верховный Совет Республики Хакасия – представительный и единственный законодательный орган государственной власти республики, в советское время входившей в состав Красноярского края в статусе Хакасской автономной области. В прошлом году Республике Хакасия исполнилось 30 лет. О тех исторических событиях начала 90-х годов прошлого столетия, об особенностях становления и развития республики и парламентаризма в Хакасии, а также о современных задачах законодательной власти наш разговор с председателем Верховного Совета Владимиром ШТЫГАШЕВЫМ, бессменно возглавляющим республиканский парламент с 1992 года.

— Владимир Николаевич, образование Верховного Совета, да и самой республики стали важнейшей новой страницей в истории Хакасии, но не менее интересно, насколько сложен был этот процесс обретения самостоятельности?

— Если говорить об истории Верховного Совета, то она действительно неразрывно связана с историей республики. Днем ее рождения в качестве полноправного субъекта Российской Федерации является 3 июля 1991 года, когда Верховный Совет РСФСР принял закон о преобразовании Хакасской автономной области в Хакасскую Советскую Социалистическую Республику. Одновременно с Хакасией тогда статус республик обрели Адыгейская, Карачаево-Черкесская и Горно-Алтайская автономии. При этом считаю важным отметить, что этот процесс преобразований был предопределен еще в 1990 году, когда второй съезд народных депутатов РСФСР, на который собрались более тысячи депутатов, внес изменения в Конституцию о том, что автономные области не входят в состав краев. То есть начало было положено этим конституционным законом. Именно после этого съезд народных депутатов и дал поручение Верховному Совету разработать вышеупомянутый закон. После его принятия Верховный Совет РСФСР определил порядок и срок выборов в Верховные Советы образованных республик с численностью по сто депутатов в каждом. Выборы республикам было поручено провести в декабре 1991 года, и 29 января 1992 года Верховный Совет Хакасии собрался на свою первую сессию. Это кратко об истории вопроса.

Что касается ситуации, в которой Хакасия начинала свой путь в статусе республики, то это было время тяжелых кардинальных перемен и потрясений для всей нашей страны. Когда было принято предательское решение о прекращении существования Советского Союза, когда государство переживало глубочайший социально-экономический и политический кризис. Следует вспомнить и о том, что судьба Хакасии решалась в период жесткого, болезненного для подавляющего большинства людей перехода от плановой советской экономики к новым рыночным отношениям. Происходящие изменения ставили перед нами вопросы о том, как будет дальше жить и развиваться Хакасия. Вот в таких непростых условиях, на фоне общей перестройки государственного устройства страны начинал свою работу Верховный Совет Хакасии.

— Какие решения Верховного Совета в начальный период работы вы бы назвали определяющими?

— После избрания Верховного Совета первоочередной задачей было сформировать органы государственной власти, в частности Совет Министров, который тогда назначался Верховным Советом и был ему подотчетен.

Особенностью Хакасии было то, что у нас, в отличие от автономных советских республик, не было своего законодательства, поэтому нам его нужно было разрабатывать и принимать, что называется, с чистого листа. Эта работа началась с первых дней, зачастую сопровождалась жаркими спорами и продолжительными дискуссиями. По отдельным вопросам было единодушие и взаимопонимание. На первой сессии депутаты проголосовали за сегодняшнее наименование — Республика Хакасия. А вот название Верховный Совет пришлось отстаивать, поскольку многим оно казалось отголоском советского периода. В итоге, опираясь на традиции народовластия с учетом действующих сельских, районных, городских советов, название Верховный Совет было сохранено как наиболее точно передающее суть представительного органа. Отмечу, что советское наименование представительного органа в Российской Федерации только у Республики Хакасия.

Особого внимания заслуживает принятая в первые дни работы Верховного Совета Декларация «Об основных правах, полномочиях и обязательствах Республики Хакасия в составе Российской Федерации». В тот период мы все были свидетелями так называемого парада суверенитетов, и Хакасия стала первой, кто на постсоветском пространстве утвердил положение не о суверенитете, а о своих обязательствах перед страной. Это была наша принципиальная позиция в интересах укрепления единства Российского государства.

Принятая Декларация для республики стала временной Конституцией, а тем временем депутатский корпус вел кропотливую работу над проектом Основного Закона республики, а также над базовыми законопроектами «О Верховном Совете РХ», «О правительстве РХ» и другими. Но, конечно же, разработка Конституции Хакасии была важнейшей задачей. И этот трудный процесс, который уже близился к завершению, осложнили октябрьские события 1993 года с расстрелом из танков российского парламента.

Дело в том, что в своей работе над конституционным законопроектом республика ориентировалась на действующую тогда Конституцию РСФСР и на проект новой Конституции России, в работе над которым я тоже принимал участие, но вскоре, после разгона Верховного Совета России в декабре 1993 года, в стране на всенародный референдум был вынесен другой проект Конституции, который и был принят, несмотря на оставшиеся вопросы, в том числе принципиальные, по поводу отдельных положений Основного Закона.

Не случайно уделяю этому столько внимания, потому что предложение президента России Владимира Владимировича Путина о внесении поправки в Конституцию России, которое было реализовано в 2020 году, как раз урегулировало те давние вопросы. В том числе о верховенстве Конституции России на территории нашей страны над нормами международного права, что бесспорно имеет важнейшее значение для укрепления суверенитета России и защиты ее законных интересов.

Что касается Конституции Хакасии, то она была принята 25 мая 1995 года. С тех пор в нее около 20 раз вносились изменения в связи с совершенствованием российского и республиканского законодательства. Естественно, сейчас в ней нашли отражение поправки, внесенные в Конституцию Российской Федерации, а также нормы нового 414-го Федерального закона «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», принятого в развитие положений российской Конституции.

— Как вы оцениваете эти изменения, что, на ваш взгляд, это даст положительного, какие вопросы позволит решать эффективнее? 

— Самое главное, что новые изменения направлены на то, чтобы все органы власти, от Кремля, правительства до сельсовета, у нас работали как один слаженный механизм, действующий в интересах людей, на основополагающем принципе единства публичной власти. Тем самым мы исправляем ошибку прошлых лет, в результате которой у нас местное самоуправление было по сути отделено от системы органов государственной власти и действовало как бы само по себе.

В 90-х годах из системы местного самоуправления оказалось исключено районное звено.  Это вызывало много вопросов. Чтобы выйти из правового тупика, мы были вынуждены в нашем законодательстве предусмотреть создание территориальных управлений государственных органов власти на уровне районов. В таком режиме и просуществовали восемь лет, до принятия в 2003 году нового Федерального закона №-131ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправлении в Российской Федерации», который предусматривал, что местное самоуправление может быть и двух-, и трехуровневым.

И теперь, еще раз это подчеркну, важно, что органы местного самоуправления на законодательном уровне встроены в единую систему публичной власти.

Не менее важными считаю изменения, касающиеся отдельных полномочий органов публичной власти, которые реализуется путем повышения статуса главы республики, депутатов Верховного Совета, органов местного самоуправления, но вместе с этим значительно повышается и их ответственность. Это касается и главы республики, депутатов, которые теперь будут замещать государственные должности, а значит, обязаны соблюдать все требования, запреты и ограничения, также подконтрольны законодательной власти будут и руководители органов местного самоуправления.

Теперь Верховный Совет вправе приглашать для выступлений и ответов на вопросы депутатов должностных лиц органов местного самоуправления. Таким образом, в Конституции закреплена одна из действенных форм парламентского контроля. Обязательно будем активно ее использовать.

Нормы изменившейся Конституции в результате проведенной работы уже нашли отражение в базовых законах о Верховном Совете, о статусе депутата. И эта работа по совершенствованию законодательства будет продолжена в интересах укрепления и дальнейшего развития республики и нашего Российского государства, что особенно важно в условиях противостояния санкциям и проводимой справедливой специальной военной операции на Украине против неонацизма.

Каждый временной этап требует принятия законов, объективно отвечающих на запросы жизни. Многое в буквальном смысле приходилось начинать с нуля. Так было и при выстраивании современных бюджетных, гражданско-правовых отношений, при формировании и реализации налогового законодательства, направленного на развитие экономики и социальной сферы.

Депутатами Верховного Совета разных созывов проведена большая работа по законодательному обеспечению реализации указов президента России, федеральных целевых программ и национальных проектов. За 30-летний период работы Верховным Советом Хакасии принято около 2500 законов. 

— Владимир Николаевич, в Верховном Совете Хакасии по итогам выборов 2018 года было представлено семь политических партий. Как влияет на работу такой пестрый политический состав?

— Партий много, задача одна — служить интересам России, Хакасии и народа. Всегда призываю депутатов помнить о нашей общей партии — о наших избирателях, и это помогает принимать по-государственному взвешенные решения.

Хакасия обладает мощным экономическим потенциалом, и одной из важнейших задач для законодательной власти была и является эффективная законотворческая работа с целью создания лучших условий для того, чтобы этот потенциал был максимально раскрыт в интересах живущих здесь людей, чтобы эффективно решались финансовые вопросы для дальнейшего социально-экономического развития Хакасии, Сибири и в целом России.

И важно депутатам всегда объединять в этом свои усилия независимо от партийной принадлежности и политических взглядов, в том числе во взаимодействии с коллегами из соседних регионов. В этом всегда был и будет залог успеха.

— Говоря о соседних регионах, уверены, вы имели в виду и Красноярский край. В чем заключается это взаимодействие?

— Конечно, и Красноярский край, и Республику Тыва, наших ближайших соседей. Между законодательными органами власти наших территорий заключены и действуют соглашения о межпарламентском сотрудничестве, в рамках которых мы осуществляем не только обмен опытом, но и практическую поддержку законодательных инициатив, предложений, с которыми выходим на федеральный уровень.

И это тесное взаимодействие выстроено и с другими субъектами Российской Федерации Сибирского федерального округа, прежде всего на площадке Межрегиональной Ассоциации экономического взаимодействия «Сибирское соглашение», которая успешно действует уже почти 32 года.

А что касается наших ближайших соседей Красноярского края и Тывы, то нас крепко связывает не только экономика, транспортная сеть, социальная инфраструктура, но и общая история, могучая река Енисей и по-настоящему братские многовековые отношения. В том числе и в составе Енисейской губернии, 200-летие образования которой мы все вместе отмечаем в 2022 году, с чем я от всей души поздравляю всех жителей Красноярского края, республик Тыва и Хакасия.

Четыре с половиной года назад Сергей Ерёмин стал мэром Красноярска. 22 марта 2022 года, на внеочередной сессии городского Совета, он поделился результатами своей работы — рассказал о главных проектах, которые удалось реализовать.

19 сентября 2020 года Федерация независимых профсоюзов России отпраздновала свое 30-летие. На Генеральном совете руководитель ФНПР Михаил ШМАКОВ подвел итоги работы организации и назвал ее главные достижения.

Источник: Министерство труда и социальной защиты РФ

Министр труда и социальной защиты России Антон КОТЯКОВ рассказал в интервью ТАСС о том, останется ли и в будущем дистанционный формат работы, вырастет ли минимальный размер оплаты труда, что делать тем, кто потерял работу из-за пандемии, а также о том, как изменится механизм назначения выплат и установления инвалидности в дальнейшем.

В октябре 2017 года Сергей ЕРЁМИН стал мэром Красноярска. Прошедшие с тех пор два года вместили в себя множество больших и малых событий, главнейшие из которых — это Зимняя универсиада и подписание президентом России указа о праздновании 400-летия столицы края. Глава города рассказал о своих взглядах на развитие и перспективы Красноярска, о том, как он уже изменился и как будет меняться в будущем.

24 октября 2018 года министр труда и социальной защиты Российской Федерации Максим Топилин выступил в Совете Федерации, рассказав о ходе реализации государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан».

23 августа 2018 года на традиционном краевом августовском педагогическом совете и. о. министра образования края Светлана МАКОВСКАЯ подвела итоги деятельности системы образования за прошедший год и обозначила основные направления развития на ближайший период.