Мораторий на проверки бизнеса: подводные камни

Введенный правительством мораторий на проверки может обернуться для бизнеса серьезными проблемами. По мнению юриста, мало кто учитывает, что запрет не распространяется на внеплановый контроль и прокурорский надзор. С какими еще подводными камнями может столкнуться бизнес, рассказывает юрист Екатерина КАПОШКО.

 

Екатерина Капошко, прокурор в отставке, имеет более 18 лет юридической практики. Последние семь лет Екатерина в органах прокуратуры занималась защитой прав предпринимателей при проведении проверок контролирующими органами, а сейчас является председателем Общественного совета при Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Красноярском крае.

 

— Екатерина, в апреле Правительством РФ объявлен мораторий на проверки бизнеса. Означает ли это, что до конца года предпринимателям не стоит беспокоиться?

— Я бы не рекомендовала относиться к принятому решению однозначно. Действующий сейчас мораторий является довольно широким, но и он распространяется не на все проверки. Отдельные виды государственного контроля, например налоговый и валютный, антимонопольный, под мораторий не подпадают.

По остальным видам контроля полностью отменены только плановые проверки в отношении малого и среднего бизнеса, некоммерческих организаций с численностью сотрудников до двухсот человек.

Плановые проверки крупного бизнеса будут проведены в том случае, если предприятие отнесено к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска или владеет опасными производственными объектами.

Внеплановые проверки возможны в отношении любого хозяйствующего субъекта, включая мелких предпринимателей. Конечно, для этого по закону должны быть веские основания: чрезвычайная ситуация, причинение вреда жизни или здоровью человека, угроза причинения такого вреда.

На практике поводом для проверки может стать нарушение порядка выплаты заработной платы, экологические нарушения, нарушения требований антитеррористической защищенности объектов и прочие обстоятельства, которыми можно обосновать гипотетическую возможность причинения вреда здоровью.

Например, в Красноярском крае активно проводит внеплановые проверки министерство экологии и рационального природопользования. Основанием для их проведения, как правило, служат результаты измерений выбросов в атмосферный воздух вблизи жилых домов, а также установленные в ходе рейдов факты захламления земельных участков недалеко от жилой зоны отходами лесопиления. Мотивируют эти проверки наличием угрозы причинения вреда здоровью жителям домов. В первом случае — в связи с загрязнением вдыхаемого воздуха, во втором — по причине рисков возгорания отходов во время пожароопасного сезона.

 

— Насколько часто возникают такие обстоятельства и сократилось ли число внеплановых проверок?

— Конечно, с учетом тех ограничений, которые введены Правительством РФ, число внеплановых проверок сократилось. Определенным фильтром здесь выступают и органы прокуратуры — ведь все внеплановые проверки теперь согласуются с прокурором.

Но число обращений в контролирующие органы по поводу нарушений не сократилось, а в некоторых органах возросло. Иной стала реакция на их поступление.

Например, кризисные явления по понятным причинам в апреле и мае вызвали рост числа обращений работников в государственную инспекцию труда с жалобами на своих работодателей. Если раньше каждая такая жалоба послужила бы поводом для внеплановой проверки, то в существующих реалиях проверки проводятся лишь тогда, когда работник является единственным кормильцем в семье и длительное время ему задерживается заработная плата или если речь идет о несчастных случаях на производстве. 

По иным жалобам в адрес работодателя применяется такая профилактическая мера, как предостережение о недопустимости нарушений обязательных требований.

Предостережение — хоть и не предписание, но также требует ответа. На территории Красноярского края суды привлекали к административной ответственности предпринимателей в тех случаях, когда ответ на предостережение в установленный срок не поступал в контролирующий орган.

Но есть и другой механизм работы со сведениями о нарушениях. Наиболее коварны для предпринимателя контрольные мероприятия, которые проводятся без взаимодействия с проверяемым лицом. Мораторий на такие мероприятия не распространяется, поскольку проверками в том смысле, который заложен в законе, они не являются.

К мероприятиям без взаимодействия с проверяемым относятся: рейдовые осмотры (обследования), исследование и измерение параметров в ходе экологического и социально-гигиенического мониторинга, наблюдение за соблюдением обязательных требований при распространении рекламы, при размещении информации в сети Интернет и СМИ, а также анализ информации, которая предоставляется хозяйствующими субъектами, в том числе посредством внесения сведений в многочисленные государственные информационные системы.

Например, министерство лесного хозяйства Красноярского края активно использует полномочие по проведению рейдовых осмотров, когда без участия лесопользователя осматриваются арендованные им лесосеки. Результатом для арендатора чаще всего является дело об административном правонарушении, а если лесосек и осмотров несколько — сразу несколько дел. В совокупности сумма штрафов может доходить до миллиона рублей.

В отличие от проверки, о выявлении нарушений в ходе мероприятий без взаимодействия предприниматель узнает лишь тогда, когда будет решаться вопрос о составлении протокола. А существующий порядок уведомления может привести к тому, что о наличии штрафа бизнесмену поведает уменьшившийся или арестованный приставами банковский счет.

 

— Касается ли мораторий прокурорского надзора?

— Правительство РФ при издании постановления о введении моратория сделало оговорку. Он распространяется только на те виды контроля, которые регулируются Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Прокурорский надзор выведен из-под действия этого закона. Никаких особых ограничений для проведения проверок органами прокуратуры нет.

Например, защита трудовых прав — одно из главных направлений прокурорского надзора. Не получив должной помощи в трудовой инспекции, работники часто идут в районную или городскую прокуратуру. Хотя порядок проверки будет иной, при выявлении нарушений результатом для предпринимателя также будет административная, а в определенных случаях — уголовная ответственность.

 

— Что делать бизнесмену, чтобы обезопасить себя?

— Моя главная рекомендация — не нарушать закон. Однако законом предусмотрено такое число требований, что соблюсти их все бывает очень сложно.  

Но в основных требованиях к видам деятельности, которыми занимается предприятие, разобраться вполне возможно, и чем раньше это будет сделано, тем лучше. По этому вопросу следует обратиться к юристу, который разбирается именно в законодательстве о контроле. Дожидаться прихода контролеров для такого самоанализа совершенно не обязательно.

Одним из способов обезопасить свой бизнес может стать системный подход в выстраивании уровней ответственности, системы наказаний и поощрений в организации. Такая система получила западное название «комплаенс». Внедрение комплаенса в организации способно снизить риски негативных последствий от возможных проверок.

Если же руководитель понимает, что проверка неизбежна и произойдёт в ближайшее время – откладывать точно не стоит. В контрольно-надзорной деятельности столько нюансов, что заручиться помощью юриста, имеющего положительный опыт сопровождения проверок, следует как можно скорее.

Таким образом, хотя мораторий на проверки и предполагает некоторые послабления для бизнеса, он вовсе не означает полной бесконтрольности предпринимательской деятельности. О сокращении числа контролеров заявлений не было, а за допускаемые нарушения любой предприниматель может быть привлечен к установленной ответственности.