Ирина ЦВЕТОЧКИНА, кандидат исторических наук, доцент кафедры «Экономика и управление бизнес-процессами» Института управления бизнес-процессами и экономики Сибирского федерального университета
Формирование системы социального партнерства в Красноярском крае на региональном и отраслевом уровнях
В конце ХХ — начале XXI века перед всеми субъектами социального партнерства стояла задача создать в крае систему социального партнерства, которая должна была включать следующие уровни: федеральный, региональный, территориальный, отраслевой; уровень организации, устанавливающий конкретные взаимные обязательства в сфере труда между работниками и работодателем[1].
На федеральном уровне была сформирована российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, разрабатывались и принимались генеральные соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации (генеральное соглашение). Генеральное соглашение как главный правовой инструмент социального партнерства являлось основополагающим документом, призванным стать основой нормативно-правовой базы социально-трудовых отношений в регионах страны. В нем устанавливались общие принципы согласованного проведения социально-экономической политики и определялись основные минимальные социальные гарантии со стороны государства и объединений работодателей для всех трудящихся Российской Федерации. Генеральные соглашения принимались с 1992 года[2]. Для представителей сторон социального партнерства на краевом уровне они являлись основополагающим документом.
В 1994—1998 гг. на краевом уровне процесс развития социальной договоренности зашел в тупик, а на территориальном развивался фрагментарно. После избрания в 1998 году А. И. Лебедя губернатором Красноярского края ФПКК подготовила письмо, в котором обратилась с просьбой «для продолжения работы краевой трехсторонней комиссии в кратчайшие сроки определить координатора и состав комиссии от администрации»[3].
Ответом стала встреча А. И. Лебедя с профсоюзным активом края, которая состоялась 14 августа 1998 года. На ней губернатор выразил свое отношение к социальному партнерству и сделал попытку повысить его эффективность: «Я считаю, что трехсторонняя комиссия работает недостаточно эффективно… Пока получается так, что раз в месяц сошлись, поплакались и разошлись. А дело стоит. Чтобы изменить положение к лучшему, создан антикризисный штаб»[4]. На основании данного заявления администрацией края было издано постановление от 8 сентября 1998 года о создании антикризисного штаба. Однако эта мера не принесла желаемого результата.
По итогам совещания представителей администрации края и ФПКК по вопросам совершенствования координации и взаимодействия в работе, прошедшего 25 августа 1998 года, было принято решение ввести председателя ФПКК Ю. Н. Тарасова в состав Совета администрации края. Первому заместителю губернатора края В. В. Овчинникову было поручено осуществлять взаимодействие с ФПКК, в том числе при проведении совещаний руководителей отраслевых профсоюзов[5].
В результате постановлений и решений, принятых на уровне краевой администрации, трехсторонняя комиссия с 1999 года стала работать планово. Из протоколов ее заседаний видно, что у трех сторон социального диалога сложилось понимание необходимости принятия общих для всех правил поведения, повышения ответственности за их выполнение. Постепенно складывался контроль за осуществлением реализации мероприятий, проводимых в рамках социального партнерства. Таким образом, на краевом уровне формировалась система социального партнерства, вырабатывались механизмы ее реализации.
Кризис многих отраслей промышленности, отсутствие продуманной социально-экономической политики заставили искать новые пути защиты интересов трудящихся на отраслевом уровне. На протяжении исследуемого периода в крае принимались отраслевые соглашения. В них определялись взаимные обязательства и позиции сторон по вопросам обеспечения занятости, охраны труда и здоровья, предоставления социальных гарантий, льгот. Тарифная часть соглашений устанавливала минимальный отраслевой уровень заработной платы. Важными пунктами соглашений являлись вопросы социальных гарантий работников в ходе приватизации и акционирования предприятий, повышения квалификации и переподготовки кадров и т. д.
Инициатива по заключению отраслевых соглашений, как правило, исходила от отраслевых комитетов профсоюзов. Они разрабатывали проект соглашения и давали его хозяйственникам на рассмотрение. Проект уточнялся, дополнялся, изменялся, затем шло его обсуждение. Избиралась комиссия из равного числа представителей от профсоюза и администрации. Комиссия разрабатывала проект соглашения, привлекая при этом нужных специалистов. Окончательное рассмотрение проекта соглашения и его утверждение проводилось на различных кворумах: совместном заседании президиума краевого комитета и администрации (торговля, культура), конференции трудящихся или актива (железнодорожники, связисты, речники). Важнейшим условием являлось выполнение соглашения. В порядке контроля хода выполнения, например, связисты обращались к соглашению ежеквартально, крайкомы культуры, лесных отраслей, строителей — один раз в полугодие.
В 1991 году в крае было принято шесть отраслевых соглашений (лесной промышленности и коммунально-бытовых предприятий, народного образования и науки, дорпрофсожа и др.)[6]. К 1999 году количество отраслевых соглашений выросло незначительно — пять краевых и три территориальных. Далее прослеживается положительная динамика роста отраслевых соглашений. В 2003 году действовало 15 краевых отраслевых соглашений. Наиболее активной оказалась отрасль народного образования, где было заключено 41 отраслевое территориальное соглашение[7]. Для сравнения: в Иркутской области на начало 2001 года действовало 22 областных отраслевых соглашения[8], в Томской области в 2002 году — 16[9]. Следовательно, по заключению отраслевых соглашений край отставал от соседних регионов.
Анализ содержания соглашений показал, что они в основном состояли из следующих разделов: взаимоотношение сторон, обеспечение занятости, оплата труда, защита социальных и экономических интересов трудящихся, режим труда и отдыха, охрана труда и здоровья, профсоюзные права и гарантии, организационное и правовое обеспечение соглашений.
В соглашениях устанавливались дополнительные льготы по сравнению с действующим законодательством. В качестве положительного примера можно привести отраслевое соглашение, заключенное между ОАО «Красноярскэнерго» и крайкомом «Электропрофсоюза». В нем было предусмотрено ежеквартальное изменение размера зарплаты с учетом индекса цен, начисление зарплаты в двойном размере за все часы сверхурочной работы, выплата единовременного пособия при уходе на пенсию, компенсация расходов на содержание детей в дошкольных учреждениях и т. д.[10]
Также необходимо отметить опыт крайкома профсоюза работников торговли, общественного питания, потребкооперации и предпринимательства по заключению соглашений о взаимодействии с конкретными организациями (работодателями), одним из условий которых являлось создание профсоюзной организации. В соответствии с таким соглашением работодатель ежемесячно перечислял крайкому сумму в размере 1 % от фонда заработной платы. Крайком активно работал на экономическом поле в своей отрасли. Помогая работодателю в решении экономических проблем, взамен требовал повышения заработной платы работникам[11].
При анализе становления системы социального партнерства можно отметить, что этот процесс был обусловлен как объективными, так и субъективными факторами — существованием потребности и интереса у всех сторон, участвующих в системе социального партнерства.
[1]Трудовой кодекс РФ. — М., 2002. — С. 23; Михеев В. А. Основы социального партнерства. — М., 2001. — С. 126—127.
[2] Михеев В. А. Основы социального партнерства. — М., 2001. — С. 127.
[3]Письмо А. И. Лебедю // Текущий архив ФПКК, 1998.
[4]Нарабатываем стратегию социального партнерства: Встреча А. И. Лебедя с профсоюзным активом края // Красноярские профсоюзы. — 1998. — № 33. — С. 2.
[5]Протокол совещания представителей администрации края и ФПКК по вопросам совершенствования координации и взаимодействия в работе от 25.08.1998 // Текущий архив ФПКК, 1998.
[6]К выступлению на Совете федерации 05.03.1992 // Текущий архив ФПКК, 1992.
[7]Информация о развитии социального партнерства в Красноярском крае в 2003 г. // Текущий архив ФПКК, 2003.
[8] Брускова Н. В. Развитие системы социального партнерства в реформируемой экономике : дисс. … канд. эконом. наук. — Иркутск, 2002.
[9] Шевцова Е. М. Социально-трудовые отношения и их регулирование на уровне региона — субъекта РФ: дис. … канд. социол. наук. — М., 2004.
[10]К выступлению на Совете федерации // Личный архив И. Д. Савенкова, 2002.
[11]Информация о работе членских организаций ФПКК по усилению мотивации профсоюзного членства и вовлечению в профсоюзы новых членов // Текущий архив ФПКК, 2003.