Взаимодействие бизнеса и власти, отражающее интересы общества, является важнейшим фактором устойчивого развития страны, региона, муниципалитета. О том, как строится это взаимодействие в Канске, мы поговорили с главой города Надеждой КАЧАН.
— Надежда Николаевна, какие сферы экономической деятельности развиваются в Канске активнее всего?
— В отраслевой структуре промышленности города преобладает обрабатывающая, которая составляет 28,3 % в общей доле экономики. Канский комбинат строительных конструкций в 2015 году выдал на 6 % больше железобетонных конструкций и на 82 % больше кирпича. Постепенно наращивает объемы производства некогда гремевший на всю страну завод легких металлоконструкций «Маяк» — на 16 %. 41 % прироста дал «Канпласт», производящий полимерную тару.
Также динамично развивается отрасль тепло- и электроэнергетики, водоснабжения. Эта отрасль, безусловно, одна из наиболее социально значимых и ставится нами во главу угла. Удельный вес этой отрасли составляет порядка 26 % в общем объеме валового муниципального продукта.
Ну и, разумеется, активно развивается традиционная для Канска сфера торговли. В городе большое количество стационарных и нестационарных торговых объектов, есть федеральные сетевики. Сейчас решается вопрос создания на территории логистического центра, который должен появиться в Канске согласно распоряжению губернатора.
С другой стороны, предпринимательская деятельность смещается в область глубокой переработки — процессы импортозамещения диктуют именно такие приоритеты. Есть, например, предложения в части обработки сельхозпродукции, а именно — создание перерабатывающих центров, где будет аккумулироваться, обрабатываться и упаковываться продукция сельского хозяйства.
Еще одна отрасль, на которую мы в настоящий момент делаем ставку, — это биохимическое производство. Сейчас в разработке находится большой проект — строительство биохимического предприятия по переработке отходов лесного производства и выпуску ксилита, решается вопрос о предоставлении инвестору земельного участка. Этот проект особенно важен для Канска тем, что кроме создания новых рабочих мест — по предварительным данным, порядка четырехсот — проект дает нам решение экологических проблем Канска. Сейчас на территории наблюдается переизбыток отходов лесопереработки, которые иные недобросовестные компании вывозят на несанкционированные свалки. Древесные отходы имеют свойство тлеть и гореть, производя при этом удушливый дым. Если не найти им применения, уже через пару лет город превратится в большую свалку, а жителям будет нечем дышать. Поэтому данный проект мы будем всячески поддерживать — ведь речь здесь идет уже не только об экономическом развитии города, но и о безопасности людей.
— Какие формы поддержки предпринимателей применяются в Канске?
— Управленческая структура на территории выстроена таким образом, чтобы максимально приблизить власть к бизнесу. Тем более что в свете последнего закона о саморегулировании даже нормативно-правовые акты муниципального уровня, касающиеся земельных, имущественных и других важных для предпринимателей вопросов, сегодня утверждаются после согласования с бизнесом. Бизнес-сообщество может писать экспертные заключения на такие нормативные акты, и мы вносим в документы соответствующие изменения.
Мы подготовили инвестпаспорт города — документ, описывающий наши кадровые, инфраструктурные, социальные и прочие возможности, создали еще порядка десяти документов, которые позволяют бизнесу ориентироваться в нашей действительности.
В структуру администрации введен отдел по инвестициям и инновациям, начальник отдела лично беседует с каждым бизнесменом, помогает в его проекте, обеспечивает под ключ решение тех проблем, которые находятся в компетенции власти. В 2015 году малый и средний бизнес Канска получил более 3,5 миллиона рублей в качестве субсидий и дотаций на развитие по различным краевым и местным программам
В Канске есть представитель Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Красноярском крае. Валентина Николаевна Волик — очень уважаемый в городе человек, деятельная натура, и она способствует решению оперативных проблем бизнеса.
В городе уже второй год работает инвестиционный совет с участием предпринимателей. Это совещательный орган, который рассматривает различные бизнес-идеи и оценивает их с точки зрения перспективы и полезности для города. Решения совета носят рекомендательный характер, но мы таким образом объединили неравнодушный бизнес и создали атмосферу прозрачности для предпринимателей. Тот факт, что проекты оценивают не чиновники, а сами бизнесмены, — уже само по себе значимо.
С 2012 года нами реализуется такая форма взаимодействия власти и бизнеса как регулярное, не реже, чем каждый квартал, проведение так называемых организационно-деятельностных игр, в ходе которых каждый участник может высказать свою точку зрения, свое видение развития территории. По итогу игр рождается «Канский протокол» с важными приложениями — картой проблем и картой решений, где прописаны сферы ответственности власти и бизнеса. Эти протоколы ложатся затем в основу ежегодного форума «Инвестиционная сессия: Канский протокол», в котором принимают участие ведущие эксперты федерального и краевого уровней. Форум дает нам возможность понять, правильно ли мы развиваемся, в ту ли сторону идем, есть ли ограничения, хватит ли ресурсов. Здесь знакомятся представители бизнеса, изучают возможности города, подписывают соглашения.
Вы знаете, каждый муниципалитет в стране обязан принять стратегию социально-экономического развития до 2030 года. В прошлом году на форуме мы обсуждали вопросы разработки стратегии социально-экономического развития Канска и получили от предпринимателей 73 предложения по корректировке этого документа. Стратегия должна быть готова уже к концу декабря, поэтому в 2016 году форум пройдет в новом формате, займет не один, а два-три дня, чтобы дать возможность высказаться каждому и заполнить те пустоты, которые еще есть в стратегии. Форум пройдет в ноябре, на данный момент его рабочее название «Канск: точки роста».
— В чем вы видите роль власти в вопросе организации взаимодействия между субъектами бизнеса?
— У власти нет полномочий вмешиваться в дела предпринимателей, и если такие действия происходят, они считаются коррупционными. Поэтому мы не можем влиять на взаимодействие субъектов бизнеса, за исключением тех случаев, когда проблемы отдельных компаний грозят привести к серьезным последствиям, затрагивают интересы горожан. К примеру, я уже говорила о существующей в Канске экологической угрозе в связи с избытком отходов лесоперерабатывающей промышленности. Прекрасно понимая, что небольшим предприятиям с этой проблемой не справиться (один котел-утилизатор стоит шесть миллионов рублей), мы пытаемся объединить компании, подобрать партнеров, потому что они могут и не знать друг о друге.
Несколько раз обращались к представителям лесной отрасли с предложением создать ассоциацию, и тогда мы будем работать с проблемами не отдельных предпринимателей, а отраслевого сообщества. Тем более что в структуре отрасли произошли значительные изменения. Если раньше этим видом производства занимались местные производители и их количество из года в год колебалось на уровне 43—45 предприятий, то на сегодняшний день канским лесом занимаются 97 юридических лиц, преимущественно имеющих прописку в Иркутской области, которые, демпингуя цены, вынуждают местных предпринимателей сворачивать деятельность.
— На ваш взгляд, можно ли назвать город Канск территорией социального партнерства?
— Считаю, что, несмотря на всё, чего нам удалось достичь, с точки зрения глубокой проработки взаимодействия власти и бизнеса мы на данный момент находимся лишь в начале пути. И, работая над стратегией социально-экономического развития территории, мы отдельный блок посвящаем социальному партнерству. Для нас важно, чтобы предприятия Канска чувствовали себя корпоративными гражданами. Корпоративное гражданство — это бизнес-стратегия по взаимодействию с общественностью, целью которой является обеспечение устойчивого развития и улучшение репутации компании. На мой взгляд, «достойными корпоративными гражданами» являются те компании, которые внедряют социально ответственные практики ведения бизнеса. К сожалению, по грубым подсчетам в настоящее время Канск теряет за счет теневых схем ведения бизнеса более 40 миллионов рублей в год, и с такими врагами социального партнерства, как черная занятость и «конвертная» зарплата, мы боремся и будем эту борьбу продолжать.
Нам еще очень и очень многое предстоит сделать — вместе, совместными усилиями сторон социального партнерства. Только так мы сможем в полной мере развивать территорию и укреплять влияние на непростые процессы социально-экономического развития города и улучшение благосостояния жителей.