Обратная сторона повышения МРОТ

Елена СОЧНЕВА, кандидат экономических наук, доцент, ФГАО ВО «СФУ»

С 1 января 2018 года в России был поднят минимальный размер оплаты труда (МРОТ) до 9 489 рублей в месяц (ст. 3 Федерального закона от 28.12.2017 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума трудоспособного населения»).

       Последние годы МРОТ поступательно рос. Известно, что Трудовой кодекс РФ изначально предусматривал условие о том, что величина МРОТ должна быть равна прожиточному минимуму трудоспособного населения. Однако своевременно обеспечить исполнение данного правила государство не смогло и ввело порядок поэтапного повышения МРОТ (ст. 421 ТК РФ). Соответственно, предполагается, что к 2019 году переходные условия уже не будут действовать, а размер МРОТ будет соответствовать Трудовому кодексу РФ и будет исчисляться из величины прожиточного минимума за второй квартал предшествующего года. МРОТ, установленный с 1 января 2018 года, соответствует 85 % прожиточного минимума. С 1 мая 2018 года МРОТ составит 11 163 рубля в месяц, что эквивалентно 100 % величины прожиточного минимума трудоспособного населения за второй квартал 2017 года (Федеральный закон от 28.12.2017 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума трудоспособного населения»). Начиная с 2019 года размер МРОТ будет определяться ежегодно на основании величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за второй квартал предыдущего года.

         Повышение МРОТ — это, безусловно, социально значимое явление для общества, однако в условиях кризисной экономики рост МРОТ может вызвать не только положительные эффекты, но и отрицательные.

Сформулируем в общем отрицательные эффекты от повышения МРОТ в экономике:

— препятствие сокращению затрат фирмами во время экономического спада, что может привести к неэффективности экономики, безработице, бедности, росту цен и дисфункции в целом;

— ущерб малому бизнесу скорее, чем крупному;

— сокращение спроса на рабочую силу либо путем сокращения рабочего дня, либо путем сокращения рабочих мест;

— снижение затрат на заработную плату путем перевода работников на долю ставки и выплата определенной части заработной платы «в конверте»;

— рост производительности труда за счет оптимизации персонала в организациях;

— инфляция затрат, поскольку бизнес стремится компенсировать потери, заложив их в цену;

— возрастание расходов бюджета для выполнения обязательств, связанных с ростом МРОТ. По мнению Министерства труда и социальной защиты РФ, в связи с повышением МРОТ до прожиточного минимума трудоспособного населения с 1 мая 2018 года для организаций бюджетного сектора экономики потребуется дополнительно 39,3 млрд рублей. Из них объем средств федерального бюджета — 7,5 млрд рублей, региональных и муниципальных бюджетов — 31,8 млрд рублей;

— уход части бизнеса в нелегальный сектор или полное закрытие предприятий;

— самое главное, рост МРОТ может привести к разрастанию неформального сектора на рынке труда, то есть трудоустройство без заключения трудового договора.

Практически одновременно с ростом МРОТ появился новый нормативно-правовой акт, в котором Конституционный суд РФ постановил, что надбавки за работу в особых климатических условиях начисляются сверх МРОТ (Постановление Конституционного суда РФ от 7 декабря 2017 года № 38-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан В.С. Григорьевой, О.Л. Дейдей, Н.А. Капуриной и И.Я. Кураш»).

В качестве обоснования этого Конституционный суд пояснил, что МРОТ — это общая гарантия. Она предоставляется независимо от того, в какой местности выполняется работа. Тогда как труд в особых климатических условиях должен оплачиваться в повышенном размере. Следовательно, повышенная оплата в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после выполнения требования об обеспечении МРОТ. Иначе зарплата в местностях с особыми климатическими условиями могла бы не отличаться от оплаты труда в регионах с благоприятным климатом, нарушались бы принципы равенства и справедливости.

Красноярский край — это регион, в котором присутствуют те самые особые климатические условия, которые требуют начисления районного и северного коэффициентов. Районные коэффициенты (РК) и процентные надбавки (ПН) устанавливаются в соответствии со статьями 316, 317 Трудового кодекса РФ и статьями 10, 11 Закона РФ от 19.02.1993 № 4520-1 (ред. от 16.10.2017) «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».

Таблица 1

Процентные надбавки (ПН)

Территории, на которых действуют ПН

Размер ПН в процентах к месячному заработку

Нормативные акты, установившие ПН

Вся территория края

Работникам государственных органов края и краевых государственных учреждений, расположенных в местностях с особыми климатическими условиями, — 30 %

Закон Красноярского края от 03.12.2004 № 12-2668

Совокупный размер ПН не может быть выше 60 %

 

Город Енисейск

Работникам организаций, расположенных в городе, финансируемых за счет средств городского бюджета:

10 % по истечении первого года работы с увеличением на 10 % за каждый последующий год работы до достижения 50 %

Решение Енисейского городского Совета депутатов Красноярского края от 26.01.2005 № 49-252

Город Канск

Работникам организаций, расположенных в местностях с особыми климатическими условиями, финансируемых за счет средств городского бюджета, — 30 %

Решение Канского городского Совета депутатов Красноярского края от 17.12.2004 № 51-427

Совокупный размер ПН не может быть выше 60 %

 

Город Лесосибирск

Лицам в возрасте до 30 лет, работающим в организациях, финансируемых за счет средств местного бюджета, ПН устанавливается в полном размере (50 %) с первого дня работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, если они прожили в указанных районах и местностях не менее 5 лет

Постановление администрации г. Лесосибирска Красноярского края от 20.02.2007 № 177

Город Сосновоборск

Работникам муниципальных предприятий: 10 % при наличии стажа работы в Красноярском крае один год, ПН увеличивается на 10 % за каждые последующие два года работы

Решение Сосновоборского городского Совета депутатов Красноярского края от 27.02.2008 № 203-Р

Лицам в возрасте до 30 лет ПН устанавливается в размере 30 % с первого дня работы в местностях с особыми климатическими условиями, если они прожили на территории Красноярского края не менее 5 лет

Совокупный размер РК и ПН не может быть выше 60 %

Енисейский район

Работникам учреждений, финансируемых за счет средств районного бюджета: 10 % по истечении первого года работы с увеличением на 10 % за каждый последующий год работы до достижения 50 %

Решение Енисейского районного Совета депутатов Красноярского края от 24.05.2011 № 11-133р

Канский район

Работникам организаций, расположенных в местностях с особыми климатическими условиями, финансируемых за счет средств бюджета района, — 30 %

Постановление администрации Канского района Красноярского края от 31.12.2004 № 769-п

Совокупный размер ПН не может быть выше 60 %

 

Кежемский район

Работникам районных муниципальных бюджетных и казенных учреждений, работникам органов местного самоуправления района по должностям, не отнесенным к должностям муниципальной службы, до 50 %

Решение Кежемского районного Совета депутатов Красноярского края от 28.10.2013 № 41-240

Таймырский Долгано-Ненецкий район

Работникам, проживающим в районах Крайнего Севера и работающим в органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях района, ПН в размере не более 80 %, рассчитанная в порядке, установленном Правительством РФ

Решение собрания Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района от 23.12.2005 № 02-0076

Шушенский район

Лицам, работающим в организациях, расположенных в районе и получающих финансирование на оплату труда из районного бюджета:

10 % по истечении первого года работы с увеличением на 10 % за каждые последующие два года работы, но не свыше 30 %

Решение Шушенского районного Совета Красноярского края от 14.01.2005 № 535-вн

Местности с особыми климатическими условиями

Работникам организаций, расположенных за пределами Эвенкийского района и финансируемых за счет средств местного бюджета, — 30 %

Решение районного Совета депутатов Эвенкийского муниципального района от 30.03.2006 № 66-4

 

Таблица 2

Районные коэффициенты (РК)

 

Территории, на которых действуют РК

Круг работников, к заработной плате которых установлен районный коэффициент

Размер РК

Нормативные акты, установившие РК

Вся территория края

Работники бюджетных учреждений, финансируемых из бюджета края

1,3

Постановление администрации Красноярского края от 24.04.1992 № 160-Г

Город Красноярск

Работники предприятий и организаций, расположенных на территории городов и районов

1,3

Постановление администрации Красноярского края от 21.08.1992 № 311-П

Города: Ачинск, Боготол, Бородино, Дивногорск, Заозерный, Канск, Назарово, Сосновоборск, Шарыпово, Красноярск-26, Красноярск-45, пгт Красноярск-66, Ужур-4

Районы: Ачинский, Абанский, Боготольский, Балахтинский, Березовский, Бирилюсский, Большемуртинский, Большеулуйский, Дзержинский, Емельяновский, Иланский, Ирбейский, Канский, Казачинский, Козульский, Манский, Нижнеингашский, Назаровский, Новоселовский, Партизанский, Пировский, Рыбинский, Сухобузимский, Саянский, Тасеевский, Тюхтетский, Уярский, Ужурский, Шарыповский

Город Минусинск

Работники предприятий и организаций, расположенных в южных районах Красноярского края

1,3

Постановление администрации Красноярского края от 13.11.1992 № 393-П

Районы: Ермаковский, Идринский, Каратузский, Краснотуранский, Курагинский, Минусинский, Шушенский

Город Енисейск

Лица, работающие в организациях, финансируемых за счет городского бюджета

1,3

Решение Енисейского городского Совета депутатов Красноярского края от 26.01.2005 № 49-252

Город Сосновоборск

Работники муниципальных предприятий

1,3

Решение Сосновоборского городского Совета депутатов Красноярского края от 27.02.2008 № 203-Р

Енисейский район

Лица, работающие в учреждениях, финансируемых за счет средств районного бюджета

1,3

Решение Енисейского районного Совета депутатов Красноярского края от 24.05.2011 № 11-133р

Кежемский район

Работники предприятий и организаций, расположенных на территории района

1,6

Решение исполнительного комитета Красноярского краевого Совета народных депутатов от 09.07.1991 № 151-П

Работники учреждений, финансируемых за счет средств районного бюджета

Решение Кежемского районного Совета депутатов Красноярского края от 28.10.2013 № 41-240

Северо-Енисейский район

Работники, финансируемые из бюджета

1,5

Постановление администрации Красноярского края от 03.06.1992 № 215-П

Таймырский (Долгано-Ненецкий) район

Работники организаций, финансируемых из бюджета муниципального района, в том числе лица, замещающие муниципальные должности

1,8

Решение собрания Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района от 23.12.2005 № 02-0076

Шушенский район

Лица, работающие в учреждениях, получающих финансирование на оплату труда из районного бюджета

1,1

(дополнительно к РК, установленному Правительством РФ)

Решение Шушенского районного Совета Красноярского края от 14.01.2005 № 535-вн

Эвенкийский район

Решение районного Совета депутатов Эвенкийского муниципального района от 30.03.2006 № 66-4

— в организациях, расположенных севернее параллели 63° северной широты

Работники организаций, расположенных в муниципальном районе и финансируемых из средств местного бюджета

1,6

— в организациях, расположенных южнее параллели 63° северной широты

1,5

 

Исходя из представленных таблиц районных коэффициентов и процентных северных надбавок явствует, что суммарный коэффициент данных компенсационных доплат будет составлять от 1,6 (южный районы края, в том числе г. Красноярск) до 2,6 (Таймырский (Долгано-Ненецкий) район). То есть диапазон МРОТ составит от 15 182 рублей (расчет: 9 489×1,6=15 182) в южных районах край до 24 671 рубля (расчет: 9 489×2,6=24 671) в северных районах. С 1 мая 2018 года минимальная гарантия по оплате труда в регионе составляет 17 860 рублей в южных районах и 29 023 рубля в северных. Сравним со средней заработной платой в регионе.  Она за январь — август 2017 года составила 39 649 рублей.

В самом Красноярске она составляет примерно 25 тыс. рублей. В северных районах находится на отметке примерно 60 тыс. рублей. Различается она также по отдельным отраслям. Существуют сферы экономики, которые используют малолюдные технологии, и, соответственно, для них повышение МРОТ, как и заработной платы вообще, не столь критично. Однако наряду с этим существуют отрасли, в которых основную долю в стоимости конечного продукта составляют затраты труда. И для этих отраслей поднятие МРОТ может оказать негативное воздействие, тем более если рассматривать такие сферы, как услуги, сельское хозяйство в условиях Сибири, торговлю, где труд занимает существенную долю в общей стоимости произведенной продукции, но при этом отрасли считаются низко доходными. Наивысший уровень зарплат в Красноярском крае зафиксирован в сфере добычи полезных ископаемых (89 500 рублей), а также финансовой и страховой деятельности (53 900 рублей). Самый низкий уровень среднемесячного дохода в крае зафиксирован в гостиничном бизнесе и общепите — 21 600 рублей, а также в сельском хозяйстве, охоте и рыбоводстве — 23 000 рублей. Если обратиться к общероссийским данным, то можно увидеть такое же соотношение. Заработная плата в сельском хозяйстве по итогам 2016 года, по данным Росстата, составляла 21 755 рублей, легкая промышленность — 17 065 рублей, гостиничный и ресторанный бизнес — 22 041 рубль, тогда как в сфере добычи полезных ископаемых заработная плата составила 77 586 рублей, в финансовой сфере — 80 289 рублей. При этом занятость в торговле и сфере услуг как в целом по России, так и в разрезе края весьма значительна. В результате, по предварительным оценкам, в середине 2018 года заработную плату на минимальном уровне в Красноярском крае будут получать около 30 % работников внебюджетных организаций.

Президент Российской Федерации В. В. Путин поручил обеспечить ускоренными темпами выполнение нормы Трудового кодекса Российской Федерации (ст. 133), устанавливающей, что МРОТ должен обеспечить уровень доходов работников не ниже ВПМ. Работодатели Красноярского края в вопросах оплаты труда ориентировались именно на эти решения.

При этом Решение Конституционного суда от 07.12.2017 № 38-П не учитывает указанную выше норму трудового законодательства, вследствие чего в регионах создаются неравные условия для работодателей. В субъектах Российской Федерации ВПМ устанавливается дифференцированно, с учетом уровня тарифов и цен, обусловленных природно-климатической спецификой. Так, в целом по Красноярскому краю ВПМ за второй квартал 2017 года составляет 12 163 рубля, по территориям края — от 11 506 рублей в центральных и южных районах до 30 143 рублей в с.п. Хатанга. В результате в большинстве территорий края в 2018 году МРОТ, увеличенный на районный коэффициент и процентную надбавку, будет существенно превышать ВПМ: в центральных и южных районах — в 1,3 раза, в районах Крайнего Севера — до 1,5 раза. В целом в одних субъектах Российской Федерации (где не применяются районный коэффициент и процентная надбавка) заработная плата работников, занятых неквалифицированным трудом, выплачивается на уровне ВПМ, а в регионах с особыми климатическими условиями — существенно превышает ВПМ. При этом более существенная нагрузка на фонд заработной платы при производстве однотипных товаров и услуг негативно сказывается на конкурентоспособности предприятий в регионах с особыми климатическими условиями. В то же время уменьшение размеров районных коэффициентов и процентной северной надбавки невозможно из-за того, что зачастую это является существенным стимулом для привлечения в районы с тяжелыми климатическими условиями рабочей силы.

Сказанное выше объясняет, почему в 2018 году в Красноярском крае не было заключено региональное соглашение. Предыдущее соглашение действовало только до 31 декабря 2017 года, и в дальнейшем срок его действия истек. Логика расчета величин размеров минимальной заработной платы при заключении этого соглашения предполагала добавление к величине МРОТ размеров районного коэффициента и процентной надбавки.

Повышение МРОТ в РФ и приведенное Постановление Конституционного суда сделали сам вопрос об установлении РМЗП не актуальным, ставящим под угрозу развитие предпринимательского сектора из-за роста нагрузки на бизнес.

На фоне пессимистических оценок и выводов существуют некоторые оптимистические. Например, проректор РАНХиГС А. Марголин считает, что время для поднятия МРОТ выбрано удачное, Правительство ожидает небольшой экономический рост. Однако, исходя из выводов данного автора, если ожидаемый экономический рост всё же не произойдет, то повышение МРОТ активизирует отрицательные эффекты.

Для уменьшения отрицательного эффекта могут быть предприняты следующие меры:

  1. Пересмотр самого института установления МРОТ в России. Предлагаем перенести вопрос установления МРОТ в ведение регионов. Субъекты РФ имеют разные условия труда, начиная от природно-климатических и заканчивая геолого-географическими. Также регионы имеют в своем составе разную отраслевую структуру и другие особенности. Только на местах региональные власти способны дать объективную в регионе оценку в части минимальной социальной гарантии по оплате труда. При установлении МРОТ необходимо ориентироваться на возможности малого бизнеса. Минимальная социальная гарантия, если она всеобщая и одинаковая для всех, должна отталкиваться от финансовых ресурсов таких предприятий и ни в коем случае не ставить эти предприятия под угрозу самого существования, по крайней мере в легальном секторе. Сейчас сложно оценить, какая доля предприятий перейдет в «тень» после стремительного роста МРОТ.
  2. Снижение страховых взносов для всех предприятий малого бизнеса.
  3. Освобождение от налоговой нагрузки предприятий малого бизнеса с компенсацией недополученных средств от федерального бюджета.
  4. Для качественного и более конструктивного исследования влияния роста минимальной заработной платы предлагаем провести научное исследование, которое оценит последствия роста МРОТ. Красноярский край представляет собой сложную отраслевую структуру и имеет значительную территориальную протяженность, характеризующуюся разными климатическими условиями.  Такое исследование должно проводиться в разрезе отдельных районов Красноярского края и отраслей экономики региона. По результатам данного исследования должны быть разработаны «амортизаторы» для предпринимательского сектора, которые бы смягчили отрицательные эффекты от роста МРОТ. Только в этом случае увеличение МРОТ могло бы привести к максимизации положительных эффектов и нивелированию отрицательных.