Виктория РЯБОВА, начальник отдела ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России, к. э. н.
Значительное увеличение в 2009—2010 гг. количества организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, и вызвало необходимость установления уровня их компетентности с помощью определенных правил аккредитации. Правила аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, были утверждены Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 1 апреля 2010 года № 205н «Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда».
На сегодняшний день перечень услуг в области охраны труда, для которых необходима аккредитация, в соответствии с частью третьей статьи 217 Трудового кодекса Российской Федерации включает:
1. Осуществление функций службы охраны труда или специалиста по охране труда работодателя, численность работников которого не превышает 50 человек.
2. Обучение работодателей и работников вопросам охраны труда.
Однако в настоящее время проектом федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования механизмов профилактики производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права)» вводится новая статья 229 «Услуги в области охраны труда», в составе которых две вышеназванные (в новой редакции) и специальная оценка условий труда.
В статье отмечается, что допуск к деятельности по оказанию услуг в области охраны труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством о специальной оценке условий труда и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Услуги в области охраны труда могут оказываться только юридическими лицами, за исключением услуг по выполнению функций службы охраны труда, к оказанию которых могут быть допущены индивидуальные предприниматели.
Порядок допуска к деятельности по оказанию услуг в области охраны труда, включая требования к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, оказывающим услуги в области охраны труда, в части наличия системы менеджмента качества, работников, помещений, оборудования, технических средств и иных материальных ресурсов, порядок проведения контроля за их деятельностью по оказанию услуг в области охраны труда, а также порядок и условия приостановления и прекращения такой деятельности устанавливаются правительством Российской Федерации. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, осуществляется формирование и ведение реестра организаций и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги в области охраны труда (далее — реестр организаций). Порядок формирования и ведения реестра, а также состав содержащихся в нем сведений устанавливается правительством Российской Федерации.
Под ведением реестра организаций по законодательству Российской Федерации понимается внесение в электронную базу (или другой носитель информации) определенных сведений об организациях с присвоением им регистрационных номеров. Ведение реестра — это обеспечение регистрации, хранения, корректировки, удаления и дополнения сведений об аккредитованных организациях в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации. Данные об организациях, зафиксированные на бумажных носителях и/или с использованием электронной базы данных, обеспечивают идентификацию зарегистрированных в реестре организаций. В электронном реестре по состоянию на 7 ноября 2016 года насчитывается 3 859 аккредитованных организаций, в том числе по проведению обучения работодателей и работников вопросам охраны труда — 2 381, осуществляющих функции службы охраны труда или специалиста по охране труда работодателя, численность которого не превышает 50 человек — 893. В 2010 году общее количество аккредитованных организаций составляло 937, в том числе по обучению — 596, по службам — 341. Некоторые организации осуществляют сразу две услуги в области охраны труда.
В Правила аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, утвержденные в апреле 2010 года Приказом № 205н, были внесены определенные изменения Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15 июля 2015 года № 373н «О внесении изменений в Правила аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, утвержденные приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 1 апреля 2010 г. № 205н» (далее — Приказ № 373н), который оставлял право за организациями-заявителями при подготовке документов к уведомительной аккредитации подавать только заявление со сведениями о своей организации без каких-либо приложений.
Сведения об аккредитованных организациях, подлежащие внесению в электронный реестр, содержат конфиденциальные сведения о самой организации и ее руководителе. Поэтому ведение и хранение данных единого государственного реестра аккредитованных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также внесение в него изменений и дополнений требуют грамотного технического учета, который осуществляется с учетом требований отдельных специальных нормативных правовых актов:
- Постановление Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2007 года № 781 «Об утверждении Положения об обеспечении безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 48, ст. 6001);
- Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (Собрание законодательства РФ, 2006, № 31, ст. 3448; 2010, № 31, ст. 4196; 2011, № 15, ст. 2038; № 30, ст. 4600); Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» (Собрание законодательств РФ, 2006, № 31, ст. 3451; 2009, № 48, ст. 5716; № 52, ст. 6439; 2010 № 31, ст. 4701).
Аккредитация организаций, оказывающих услуги в области охраны труда (далее — аккредитация), относится к числу государственных услуг, оказываемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (далее — Минтруда России), в рамках своих полномочий на основании п. 5.2.24 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 19 июня 2012 года № 610 и в соответствии с требованиями Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее — Закон № 210-ФЗ). Аккредитация осуществляется в уведомительном порядке.
Организация, предполагающая осуществлять оказание услуг в области охраны труда (далее — заявитель), представляет в Минтруд России заявление. Принимая во внимание, что аккредитация является одной из форм государственной услуги, то согласно положениям Закона № 210-ФЗ заявление, т. е. запрос о предоставлении государственной услуги, может быть представлено в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, включая использование единого портала государственных и муниципальных услуг.
Запрос о предоставлении государственной услуги может выражаться в устной, письменной или электронной форме. Для аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, запрос должен быть выражен только в письменной или электронной форме. Развитие информационно-телекоммуникационных технологий сделало возможным предоставление государственных услуг в электронной форме, включая использование единого портала государственных услуг.
Обеспечение доступа физических и юридических лиц к сведениям об услугах в Российской Федерации, о государственных функциях по контролю и надзору, об услугах государственных учреждений, об услугах организаций, участвующих в предоставлении государственных услуг, а также предоставление в электронной форме государственных услуг обеспечивает Портал государственных услуг Российской Федерации — справочно-информационный интернет-портал www.gosuslugi.ru. Порядок оформления и подачи заявлений, необходимых для предоставления государственной услуги в форме электронных документов, регулируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2011 года № 553 «О порядке оформления и представления заявлений и иных документов, необходимых для предоставления государственных и (или) муниципальных услуг, в форме электронных документов».
Заявитель, претендующий на получение государственной услуги по аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда (обучение работодателей и работников вопросам охраны труда и выполнение функций службы охраны труда), заполняет заявление по форме, которую можно распечатать с сайта www.gosuslugi.ru, оформляет его в электронном виде или на бумажном носителе, направляет в адрес Минтруда России, указанный в бланке формы.
В заявлении указываются:
- полное и сокращенное, в том числе фирменное (при наличии), наименование организации в соответствии с записью в ЕГРЮЛ, ее организационно-правовая форма;
- почтовый адрес места нахождения организации;
- основной государственный регистрационный номер юридического лица;
- сведения о документе, подтверждающем факт внесения записи о юридическом лице в ЕГРЮЛ (дата, номер, кем выдан);
- идентификационный номер налогоплательщика;
- вид услуги в области охраны труда, для оказания которой осуществляется аккредитация;
- сведения о наличии в уставе организации одного (нескольких) из видов деятельности, предусмотренных Приказом № 205н;
- сведения об отсутствии решения о ликвидации организации и отсутствии решения арбитражного суда о признании организации банкротом и об открытии конкурсного производства на день подачи заявления о внесении в реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда;
- сведения об отсутствии решения о приостановлении деятельности организации в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, на день подачи заявления;
- сведения о наличии справочной базы действующих законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда, а также справочной документации по охране труда.
В зависимости от вида услуги в области охраны труда на аккредитацию в заявлении предоставляются дополнительные сведения.
1. Для организации, предполагающей осуществление функции службы охраны труда или специалиста по охране труда работодателя, численность работников которого не превышает 50 человек, в заявлении необходимо указать сведения о специалистах, имеющих высшее профессиональное образование и стаж их практической работы в области охраны труда.
2. Для организации, предполагающей осуществление функции по проведению обучения работодателей и работников вопросам охраны труда, указать в заявлении:
- сведения о документах (номера, даты, кем выданы), подтверждающих право осуществления образовательной деятельности в области охраны труда, выданных в установленном порядке уполномоченным органом исполнительной власти;
- сведения о программах обучения, по которым осуществляется обучение работодателей и работников вопросам охраны труда, а также учебно-методических материалах, используемых при проведении обучения;
- сведения о кадровом составе обучающей организации, включая сведения о наличии в обучающей организации не менее 30 процентов преподавателей, работающих в организации на штатной основе, от общего числа преподавателей, их образовании;
- сведения о технических средствах обучения, включая технические средства обучения по оказанию первой помощи лицам, пострадавшим на производстве, используемых в процессе обучения.
В соответствии с изменениями, который Приказ № 373н в июне 2015 года внес в Правила, утвержденные Приказом № 205н, «не допускается требовать от заявителя представления каких-либо документов кроме заявления» (п.12 Приказа № 205н).
Важно указать в заявлении по составу следующих сведений:
1) по сведениям об отсутствии решений о ликвидации и приостановлении деятельности достаточно указать: не имеется;
2) по сведениям о наличии справочной базы действующих законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда, а также справочной документации по охране труда нужно указать наличие информационно справочных систем, действующих в организации, и реквизиты заключенных договоров по ним. По желанию указывается список литературы на бумажных носителях или периодика по охране труда;
3) сведения о наличии в уставе организации одного (нескольких) из видов деятельности, предусмотренных Приказом № 205н.
Вид деятельности следует указывать только тот, на который подано заявление на аккредитацию и только с формулировкой, утвержденной Приказом № 205н. Если аккредитация предполагается по двум видам услуг, то указываются две формулировки согласно Приказу № 205н.
Несмотря на то что процесс аккредитации проходит на протяжении более пяти лет, самым распространенным нарушением остается формулировка о заявляемой услуги, ссылка на которую должна быть указана в уставе организации. Только в сентябре 2016 года количество организаций, допустивших неточности в формулировке услуги «обучение работодателей и работников вопросам охраны труда», составило более 21 из 46, предоставленных на экспертизу; по услуге «осуществление функции службы охраны труда…» — 12 из 32;
4) сведения о специалистах, имеющих высшее профессиональное образование и стаж практической работы в области охраны труда.
Этот пункт заявления предназначен только для тех организаций, которые аккредитуются по услуге «выполнение функции службы охраны труда». Так как точных рекомендаций по заполнению этого пункта нет, то можно порекомендовать следующую формулировку: в организации (указать число) специалистов по охране труда с высшим профессиональным образованием и стажем работы от (указать число лет) до (указать число лет);
5) сведения о документах, подтверждающих право осуществления образовательной деятельности, представляются номером, датой и наименованием организации по надзору в сфере образования, выдавшей лицензию. Указываются реквизиты, которые написаны на бланке ниже слова «Лицензия». Серия и номер, стоящие внизу бланка, не путать и не указывать в заявлении;
6) сведения о программах обучения, по которым осуществляется обучение работодателей и работников вопросам охраны труда, а также учебно-методических материалах, используемых при проведении обучения.
Можно привести данные о количестве таких программ, сроках их освоения и категориях слушателей. Что касается учебно-методических материалов (далее — УММ), то на них в кратной форме идет ссылка либо в самом заявлении, либо программа предоставляется как приложение к заявлению и в конце ее указываются УММ;
7) сведения о кадровом составе обучающей организации, включая сведения о наличии не менее 30 % преподавателей, работающих в организации на штатной основе, от общего числа преподавателей, их образовании. Нельзя путать этот пункт с пунктом 4 — сведениями о специалистах, который в данном случае не заполняется. В этот пункт можно включить следующее: кадровый состав представлен (указать число) сотрудниками, из которых (указать число) преподавателей по курсу охраны труда. Из них (указать число) в штате организации, что составляет (указать процент). Преподаватели имеют (указать какое) образование. Можно указать также повышение квалификации, стаж работы и переподготовку данных преподавателей, но это по желанию заявителя;
8) сведения о технических средствах обучения, включая технические средства по оказанию первой помощи, используемые в процессе обучения.
По данному пункту сведения могут включать как перечисление технических средств, так и краткое сообщение о том, что техническими средствами располагают;
9) сведения о системе учета и хранения результатов обучения по охране труда.
Достаточными сведениями будут следующие: в организации имеется инструкция по делопроизводству, архив документов на бумажных и электронных носителях и другие краткие сообщения.
Аккредитация организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, — это уведомительная процедура представления документов, дающая основание для проведения аттестации Минтруда России и служащая официальным доказательством компетентности организации-заявителя для выполнения конкретных задач. И в этом отношении важно, чтобы аккредитованные организации по роду своей деятельности в полной мере отвечали смыслу слова «аккредитация», происходящего от латинских слов credere — верить и dare — давать, т. е. давали всем заинтересованным лицам и организациям уверенность, что услуги им предоставляются компетентно и надежно.