Власть и бизнес: канский диалог

Интервью с главой Канска Надеждой КАЧАН.


— Надежда Николаевна, одна из главных тем нашего журнала — партнерство власти на различных уровнях: страна, регион, город… С федеральной и краевой властью сотрудничаете?

— Разумеется. В Красноярском крае выстроена серьезная иерархическая система управления, и эта система очень удобна для решения многих проблем муниципалитетов. Во взаимодействии органов государственной власти и местного самоуправления всегда присутствует конструктивный диалог. Иначе нельзя. Вместе с тем все наши действия четко регламентированы законодательством, и практика взаимодействия также строится на определенных законом полномочиях. У нас созданы все условия для полного раскрытия возможностей муниципальных образований. Приняты и вступили в силу региональные правовые акты, необходимые для реализации Федерального закона № 131-ФЗ.

Отношения с региональной властью у нас тесные, рабочие. Если возник срочный вопрос, я могу позвонить на мобильный телефон любому из краевых министров и оперативно его решить. Хотя по закону местная и государственная власть — разные институты политики и управления, все мы живем и работаем на территории одного региона, одного государства и цель у нас общая — повышение качества жизни людей. С федеральной властью мы менее контактируем, однако существуют федеральные законы, в том числе социальной направленности, например Федеральный закон № 185 по переселению из аварийного жилья, Закон об образовании и так далее, которые непосредственно регулируют нашу деятельность. В этом случае федеральная власть задает вектор, которому следует муниципалитет.
Есть и обратная связь. Мне очень близка позиция «открытого правительства» — предварительного открытого обсуждения практически всех решений федеральной власти еще на этапе их подготовки, в ходе которого регионы и муниципалитеты получают возможность высказаться и, самое главное, быть при этом услышанными.

— Налажен ли, по вашему мнению, в Канске диалог между властью и бизнесом?

— Диалог ведется. Я не только всегда открыта для общения с представителями бизнеса, но и, более того, стараюсь стимулировать это общение, первая иду на контакт. Я лично встречалась с каждым из руководителей крупных предприятий города, чтобы понять, чем живут наши предприятия, каковы их проблемы, планы, инициативы. Подход к поддержке бизнеса у нас комплексный. Мы понимаем, что помощь нужна — и финансовая, и консультационная, и информационная, и организационная. В Канске действует долгосрочная городская целевая программа «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства». В ноябре прошлого был создан Инвестиционный совет муниципального образования город Канск, в структуре администрации есть отдел по инвестициям и инновациям, который занимается выделением субсидий бизнесу. Укрепление экономического потенциала города — одна из наших важнейших задач. Это тот фундамент, который жизненно важен и для улучшения качества жизни горожан, и для того, чтобы Канск мог внести свой весомый вклад в развитие всего региона. Работа в этом направлении предполагает, в частности, поддержку местных производителей, малого и среднего бизнеса, которому, не секрет, приходится подчас непросто выживать.

— Как вы оцениваете инвестиционный климат города?

— Сейчас инвестиционный климат Канска меняется к лучшему: для этого администрацией города проводится постоянная работа, направленная на предоставление всё более выгодных условий для открытия на территории города новых и модернизации существующих производств. Разработан и утвержден инвестиционный паспорт. Ведется работа с агентством стратегических инициатив. Проводятся мероприятия, направленные на привлечение инвесторов. В частности, 29 ноября 2013 года состоялось одно из главных событий в экономической жизни Канска — первый городской форум «Инвестиционная сессия: Канский протокол — 2013». В мероприятии помимо местного бизнес-сообщества приняли участие гости из Москвы, Санкт-Петербурга, Самары и других городов России. В ходе панельных дискуссий форума были освещены ключевые вопросы региональной и муниципальной экономической политики, в частности проблемы местного самоуправления и межмуниципального взаимодействия, развитие человеческого потенциала и программно-целевой бюджет.

Одним из основных моментов форума стала работа переговорных площадок, где представители канского бизнеса презентовали собственный опыт, что позволило участникам узнать о нем, а бизнесменам — расширить сеть потенциальных партнеров. Итогом форума стало заключение трех соглашений о намерениях, восьми протоколов о намерениях и предъявление одного инвестиционного предложения. Здесь же состоялось публичное подписание соглашения о намерениях о поставке металлоконструкций, сэндвич-панелей и другой продукции между канским предприятием ООО «КЗЛМК «Маяк» и ООО «Стройинжиниринг СМ» города Москвы. Сейчас на территории Канска уже реализуется несколько инвестиционных проектов, например по сборке сельскохозяйственной техники. Администрацией города совместно с инвесторами ведется подготовительная работа по открытию производства биопеллет, предприятия по переработке твердых бытовых отходов.

— Какие социальные программы реализуются в Канске? Какие социально ориентированные проекты вы планируете осуществить в будущем?

— Честно говоря, Канск пока еще не может похвастаться большим числом реализованных социальных проектов: с 2012 года велась планомерная «подготовка почвы» для привлечения новых инвесторов и укрепления позиций местного бизнеса. Кроме того, одной из приоритетных задач администрации и всех ее структурных подразделений было участие во всех краевых целевых программах — это не только привлечение дополнительных финансовых средств в муниципалитет, но и укрепление взаимоотношений с региональными министерствами, а также формирование имиджа Канска как активной территории, нацеленной на всестороннее развитие. В настоящее время на территории города успешно реализуется ряд программ, и самая масштабная из них — переселение граждан из аварийного жилья. До 1 января 2017 года будут снесены 74 дома, 644 семьи переселим. Это, безусловно, значимый вклад в укрепление социальной обстановки в городе, однако немало работы нас ждет и в будущем, потому что признаны аварийными 153 дома. Продолжается реализация программы «Обеспечение жильем молодых семей в Красноярском крае». Эта программа действует давно, и на протяжении многих лет ее участниками становились две-три семьи в год. В этом году ситуация значительно изменится: планируется участие не менее чем 12 семей. Важный социальный проект — обеспечение детей в возрасте от трех до семи лет местами в детских садах. За два года было создано 1 944 места. Сейчас в очереди стоит 167 детей. В данный момент идет подготовительная работа по строительству нового детсада на 190 мест и возвращению здания бывшего детсада, который будут посещать 95 ребят. Это позволит полностью удовлетворить потребность города.

Что касается будущих проектов, то мне представляется интересным и важным для города создание музея памяти Владимира Яковлевича Зазубрина на базе дома, где он проживал в период пребывания в Канске и писал роман «Два мира».

— О чем вы мечтаете как глава города?

— Мечтаю выстроить эффективную систему управления городом, работающую четко и слаженно, как часы. И мечтаю, чтобы каждый житель Канска твердо знал, что все меры и шаги, которые предпринимает местная власть, направлены на улучшение качества жизни людей.

— Надежда Николаевна, вы чувствуете настроение жителей Канска, которые возлагают на вас, как на главу города, большие надежды?

— Мне бы хотелось, чтобы люди не возлагали надежды на одного человека. Каким бы работоспособным ни был градоначальник, он никогда не сможет сделать город лучше без помощи всех жителей. Для того чтобы Канск развивался, недостаточно только работы мэра и команды администрации. Достичь успеха, значительно улучшить жизнь каждого жителя города можно только в том случае, если власть и гражданское общество будут двигаться к общим целям. Достаточно серьезная работа в этом направлении нами уже проделана: общественность активно участвует в подготовке и реализации решений органов власти, делает существенный вклад в повышение качества и доступности услуг за счет общественного контроля. Никто — ни я, как глава города, ни сотрудники администрации, ни общественность — на достигнутом не остановится. Впереди серьезная, но интересная работа, поиск путей решения поставленных жизнью задач, какими бы сложными они ни были.