Профсоюз и власть: защитим права работников вместе

О взаимодействии Красноярской краевой организации Общероссийского профсоюза работников жизнеобеспечения с органами законодательной и исполнительной власти по социально-экономической защите предприятий и трудовых прав работников отраслей жизнеобеспечения рассказывает председатель организации Татьяна ИГНАТОВА.

 

Среди административно-правовых отношений в деятельности профсоюзов особое значение имеют их взаимоотношения с органами власти. В принятом на VII Конференции Федерации профсоюзов Красноярского края 28 мая 2015 года документе «Основные направления деятельности Федерации профсоюзов Красноярского края» на 2015—2020 годы не только имеется специальный раздел «Социальное партнерство — действенный механизм внедрения стандартов достойного труда», но и практически все другие разделы апеллируют к усилению взаимодействия с органами власти всех уровней для решения вопросов по оплате труда, улучшения условий труда, занятости, социальной защиты работников, совершенствования трудового законодательства, усиления правовой защиты работников, формирования цивилизованных трудовых отношений.

Начиная с 1994 года и по сей день краевая организация профсоюза жизнеобеспечения заключает соглашение с органом исполнительной власти края в сфере жилищно-коммунального хозяйства о социальном партнерстве и взаимодействии, результаты которого подводятся ежегодно на заседании президиума.

Кроме того, краевой организацией профсоюза жизнеобеспечения заключены соглашения с Государственной инспекцией труда в Красноярском крае, Союзом предприятий ЖКХ и энергетики Красноярского края и ассоциацией делового сотрудничества «Лифтсервис».

Неоценимый вклад по регулированию социально-трудовых отношений в отраслях жизнеобеспечения вносит участие представителя краевой организации профсоюза на постоянной основе и на протяжении многих лет в работе краевой и красноярской городской трехсторонних комиссиях, а также в ежеквартальных балансовых комиссиях департамента городского хозяйства и транспорта администрации г. Красноярска.

В рамках заключенного с краевым органом исполнительной власти — министерством строительства и ЖКХ Красноярского края соглашения председатель краевой организации профсоюза жизнеобеспечения осуществляет систематическую работу в краевой комиссии по подготовке организаций ЖКХ к работе в зимний период, в комиссии для подготовки предложений по реализации мероприятий государственной программы Красноярского края «Реформирование и модернизация ЖКХ и повышение энергетической эффективности», в Общественный совет при министерстве строительства и ЖКХ края. Осуществляется взаимодействие с комитетом по строительству и ЖКХ Законодательного собрания Красноярского края. В соответствии с регламентом работы министерства строительства и ЖКХ председатель краевой организации профсоюза участвует в еженедельных планерных совещаниях (коллегиях) министерства. Недавно завершились совещания министерства строительства и ЖКХ с участием профсоюза о готовности организаций ЖКХ территориальных округов к работе в осенне-зимний период 2017—2018 годов, где профсоюзу была предоставлена возможность выступить перед главами муниципальных образований по вопросам повышения заработной платы в соответствии с отраслевым тарифным соглашением, о сохранении рабочих мест и кадров в условиях концессионных соглашений, о разработке и внедрении минимальной стоимости жилищной услуги, позволяющей проиндексировать зарплату дворникам, электрикам, лифтерам, мусоросборщикам, слесарям-сантехникам, зарплата которых не повышалась с 2012 года.

Реализацию отраслевого тарифного соглашения в ЖКХ в части установления и повышения минимальной месячной тарифной ставки рабочих первого разряда в соответствии с ОТС удалось осуществить на 70 % предприятий, состоящих на профсоюзном учете. В 2017 году Региональная энергетическая комиссия вновь не учла размер минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда в полном объеме. Указанная ставка в 2017 году для коммунальных ресурсоснабжающих организаций должна быть 9 526 рублей, фактически 8 387 рублей, для жилищных организаций она должна составлять согласно ОТС 8 846 рублей, фактически 6 866 рублей. По этому вопросу направлены обращения в правительство Красноярского края и Региональную энергетическую комиссию.

В результате сложнейших переговоров с главой г. Красноярска принято постановление администрации города № 349 от 09.05.2017 об индексации зарплаты работникам ЖКХ с 1 мая 2017 года в соответствии с отраслевым тарифным соглашением на 2017—2019 годы (в 2016 г. индексации зарплаты не было).

В МП г. Красноярска «Горэлектротранс» минимальная тарифная ставка не индексировалась в течение трех лет, в 2016 году согласно отраслевому тарифному соглашению она должна составлять 6 693 рубля, фактически 4 917 рублей. Крайкому и профкому МП «ГЭТ» удалось добиться повышения зарплаты на 4 % с 01.04.2016 за счет изменения межразрядных коэффициентов.

В 2017 году администрацией города Красноярска принято решение повысить минимальную тарифную ставку для работников ГЭТ на 5 %. Среднемесячная заработная плата по предприятиям ЖКХ, ГЭТ составляет 26 935,20 рубля, или 71 % от средней начисленной зарплаты по Красноярскому краю.

Положения большинства коллективных договоров организаций ЖКХ соответствуют отраслевым тарифным соглашениям и действующему законодательству, однако условие о ежегодной индексации заработной платы в соответствии с ОТС не всегда выполняется. Например, на двух предприятиях ЖКХ Кежемского района и в МУП ЖКХ ЗАТО Солнечный Красноярского края заработная плата в 2016 году была проиндексирована не всем, а только части работников. После вмешательства краевой профсоюзной организации удалось убедить исполнительную власть этих регионов, и работникам доначислены причитающиеся суммы индексации зарплаты в общей сумме 4 млн рублей.

При осуществлении контроля за выполнением условий коллективных договоров важнейшей составляющей является плановый профилактический контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства. За первое полугодие 2017 года проведено 15 проверок деятельности работодателей, в том числе 10 комплексных, по результатам которых выявлены 162 нарушения. По результатам проверок оформлены соответствующие справки, содержащие выявленные нарушения, большинство из которых были устранены. При осуществлении проверок применяется практика ведения переговоров с работодателями по добровольному устранению выявленных нарушений. Наиболее распространенными нарушениями законодательства о труде являлись:

— несоблюдение процедуры принятия локальных нормативных актов с учетом требований ст. 372 ТК РФ: не всегда соблюдается порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, зачастую работодатели игнорируют данную процедуру и не всегда согласовывают локальные нормативные акты с профсоюзными организациями;

— нарушения требований ст. 134 ТК РФ и п. 2.4 Отраслевого тарифного соглашения в ЖКХ: не производится ежегодная индексация заработной платы;

— несоблюдение графика отпусков в соответствии со ст. ст. 123—125 ТК РФ;

— несоблюдение требований ст. 74 ТК РФ при изменении определенных сторонами условий трудового договора по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда.

В МП г. Красноярска «Специализированное автотранспортное предприятие» (САТП) имел место случай незаконного увольнения работника — члена профсоюза по п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ (несоответствие работника занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации). Профком предприятия в мотивированном мнении, направленном работодателю в порядке ст. 373 ТК РФ, выразил свое несогласие с данным увольнением, по результатам проведенных в дальнейшем дополнительных консультаций соглашение с работодателем также не было достигнуто. Юристом краевой организации профсоюза жизнеобеспечения было оформлено исковое заявление в суд, по результатам рассмотрения которого работница восстановлена на работе с выплатой причитающихся сумм утраченного заработка за время вынужденного прогула в размере 365 312 рублей.

Эффективным средством защиты социально-экономических прав и интересов предприятий и работников отраслей жизнеобеспечения являются принимаемые на пленумах крайкома профсоюза жизнеобеспечения обращения, заявления в адрес законодательной и исполнительной власти всех уровней. Так, в декабре 2016 года было принято обращение к председателю правительства РФ Д. А. Медведеву о принятии документа о страховании водителей и кондукторов горэлектротранспорта, пострадавших в ДТП; в июне 2017 года повторно ушло обращение к министру транспорта РФ М. Ю. Соколову с просьбой внести этот вопрос для рассмотрения на Госсовете Президента РФ в 2017 году по развитию транспортной инфраструктуры в РФ. Однако нами уже получен ответ Министерства транспорта РФ от 18 июля 2017 года о разработке проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» и в статью 1 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». После принятия законопроекта размер возмещаемого вреда в случае смерти или причинения вреда здоровью членов экипажа будет сопоставим с гарантиями Федерального закона от 14.06.2012 № 67 «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном». Неоднократно на пленумах крайкома профсоюза принимались обращения к губернатору края, Законодательному собранию Красноярского края о замене и модернизации лифтового оборудования. В результате получен ответ от заместителя министра строительства и ЖКХ края Е. С. Цитович о том, что наше обращение рассмотрено в правительстве края и подготовлен краткосрочный план на 2015 год со сроком реализации до 31.06.2016 по замене лифтового оборудования в общем количестве 94 единицы в 26 многоквартирных домах, расположенных в городах Ачинск, Дивногорск, Красноярск, Сосновоборск, ЗАТО г. Железногорск, причем 128,7 млн. рублей было выделено на эти цели из краевого бюджета. Замена и модернизация лифтов вошли в краткосрочные планы и на 2016, 2017 годы.

В течение последних трех лет проведено два внеочередных (чрезвычайных) пленума с принятием обращений в адрес губернатора Красноярского края о переводе предприятий ЖКХ и горэлектротранспорта на регулируемые цены по оплате за электроэнергию, так как платежи по рыночным ценам ежегодно увеличиваются от 30 до 50 %, что приводит предприятия к банкротству. Эту же проблему краевая организация профсоюза пыталась решить на федеральном уровне через ЦК профсоюза. В сентябре 2017 года на Госсовете при Президенте РФ по развитию транспортной инфраструктуры в РФ пункт о переводе горэлектротранспорта на регулируемые цены по оплате за электроэнергию вошел в план комплексных мер по развитию транспортной инфраструктуры в РФ. Не менее важной проблемой остается обновление подвижного состава горэлектротранспорта, так как трамваи изношены на 93,8 %, а троллейбусы на 96,5 %. Поэтому краевая организация профсоюза ведет активную и последовательную работу по замене устаревшего подвижного состава.

Всего за 2015—2017 годы в органы власти всех уровней направлено 118 писем по проблемам отраслей жизнеобеспечения, большинство из которых были решены.

В 2018 году краевая организация профсоюза отметит 75-летний юбилей со дня образования, поэтому необходимо приложить максимум усилий по сохранению и защите отраслей и работников жизнеобеспечения и создать мотивацию по увеличению численности профсоюзных рядов, в том числе с помощью муниципалитетов края (в настоящее время идут переговоры с главами муниципальных образований п. Емельяново, Тасеевского и Туруханского районов).

 По состоянию на 01.01.2017 в краевой организации на учете и профсоюзном обслуживании состоит 13 875 человек, работающих — 17 826, охват профчленством составляет 78 %.

В структуру краевой (территориальной) организации профсоюза жизнеобеспечения входят:

— две межрайонные (территориальные) организации профсоюза (Канская и Минусинская);

 — 165 первичных профсоюзных организаций.