Журналу «Социальное партнерство. Практика региона» — 10 лет!
За это время журнал вместе со всей страной пережил ряд кризисов, но сохранил свои основные принципы, в том числе высокое качество полиграфии. За десятилетие вышло 40 номеров журнала, в которых мы старались всесторонне исследовать свою тему — социальное партнёрство, а также стимулировать широкое обсуждение назревших проблем и содействовать распространению передового опыта работы всех трех сторон партнерства.
Основным объектом исследования для нас является промышленное предприятие —взаимодействие трудового коллектива, администрации, профсоюзной организации. Почему? Потому что тщетны, напрасны любые решения, принятые на федеральном или региональном уровнях, если они не «переплавляются» в конечные результаты, работающие на человека. И сегодня кроме журнала «Социальное партнёрство. Практика региона»», нет другого издания, которое бы вглядывалось в этот объект (предприятие) столь же пристально, «высвечивая» его последовательно и отчётливо, с позиций разных социальных групп.
К большому сожалению, я не могу сказать, что за 10 лет в сфере социального партнерства в нашем крае и в стране произошел существенный рывок вперед. Да, есть компании, для которых социальное партнерство — основа ежедневной работы, где действительно заботятся о сотрудниках и стремятся к улучшению качества жизни всех людей на территории присутствия компании. Но таких — меньшинство, я бы даже сказал — единицы. В большинстве же случаев за понятиями «социальное партнерство», «социальный пакет» и «корпоративная ответственность» скрывается всего лишь минимальное выполнение требований законодательства. Если эти требования вообще выполняются.
Однако с трибун всех уровней представители власти упорно твердят об успехах социального партнерства, подразумевая под ними подвижки в своевременной выплате заработной платы... Другими словами, то, что является элементарным порядком, у нас возводится в ранг социального партнерства. Мы уже не говорим здесь о минимальном размере оплаты труда, который до сих пор ниже прожиточного минимума, что никак не укладывается в понятие социальной справедливости. При том, что и сама сумма прожиточного минимума в России – это действительно минимум на грани выживания.
Я думаю, что главная трудность в понимании роли социального партнерства в жизни современного российского общества состоит в том, что многие наши политические деятели считают его панацеей от общественных потрясений, которые могут возникнуть из-за расхождения интересов работодателей и наемных работников, средством сглаживания неминуемо возникающих конфликтов. В то время как в развитых странах Запада социальное партнерство — т.е. сотрудничество работников и предпринимателей на производстве — естественно вытекает из общности их интересов в зрелом гражданском обществе.
Есть ли в России гражданское общество? Будет ли оно когда-нибудь?... Это, пожалуй, тема для отдельной статьи. Скажу лишь одно: гражданское общество — это то, что не навязывается сверху, а растет снизу. Всякое, разное, подчас такое, чему мы отнюдь не готовы аплодировать, но растет. Гражданское общество заключается не столько в том, что тысячи людей выходят на демонстрацию протеста, а в том, что жители собираются вместе, чтобы совместными усилиями что-то сделать, изменить к лучшему, хотя бы в своем собственном доме и дворе.
Общих, солидарных действий — вот чего нам всем сегодня катастрофически недостает.
Искренне ваш,
Андрей Павлович БРАТЧУН, главный редактор