3-4 (45-46) 2018

Одним из основных показателей экономического состояния страны традиционно считается уровень безработицы. На него во многом ориентируются экономисты, когда говорят о реальной жизни людей. По данным Росстата, на январь 2018 года в России всего 5,2 % безработных. А в Красноярске уровень зарегистрированной безработицы вообще составляет менее 1 %.  Казалось бы, всё прекрасно, ведь еще в 2009 году безработица в России достигала 8,3 %. Налицо повышение уровня занятости, положительная динамика!

В действительности не всё так просто. Рынок труда всё больше уходит в тень. Уровень явной безработицы снижается, потому что растет уровень скрытой, когда сотрудник числится работающим, но в реальности денег получает меньше.

Работая с большим количеством компаний и фирм в Красноярске, в основном представителями малого и среднего бизнеса, я вижу все эти процессы и тенденции. Инструментов для возникновения скрытой безработицы достаточно: это прежде всего сокращенный рабочий день или рабочая неделя, отпуск за свой счет, это временные трудовые договоры. Если в компании всё складывается удачно, то договор регулярно продлевается; если нет, то сотрудника увольняют без компенсации.

Мой пессимистичный настрой подтверждается и мнением экспертов. Согласно выводам исследовательской группы W-City Community Research, в поисках работы или подработки сегодня находится более 30 % экономически активного населения России. Иными словами, официальная безработица не растет, но население активно ищет дополнительные источники заработка и опасается лишиться дохода. Всё это говорит о настоящем напряжении на рынке труда, которое не находит отражения в официальной статистике.

Какие же шаги может применять государство для уменьшения уровня безработицы, причем не только официального, но и реального ее уровня? На мой взгляд, главное, что необходимо делать, — прилагать все усилия к повышению уровня экономики как страны в целом, так и нашего Красноярского края в частности.

Во-первых, нужно создавать условия для роста спроса на товары. Так как спрос на рынке труда зависит от ситуации на рынках товаров и услуг, то занятость возрастет, а безработица упадет в том случае, если товарные рынки предъявят больший спрос и для его удовлетворения надо будет нанять дополнительных работников.

Как увеличить спрос? Стимулировать рост экспорта, что приведет к росту объемов производства и, соответственно, занятости на нем. Выдавать местным предприятиям льготные (а лучше — вообще беспроцентные) кредиты на реконструкцию предприятия с целью повышения конкурентоспособности продукции.

Во-вторых, внести изменения в Трудовой кодекс, который на сегодняшний день не защищает толком ни работника, ни работодателя. Более гибкий Трудовой кодекс позволит предпринимателям активнее создавать рабочие места, то есть будет способствовать привлечению инвестиций в экономику.

И наконец, в-третьих, создавать условия для роста самозанятости. Смысл такого рода программ состоит в том, что людям помогают открыть собственное дело, чтобы они могли прокормить себя и свою семью, даже если им не удастся найти работу по найму.

Важно понимать: ни одна целенаправленная программа не сможет полностью ликвидировать или существенно сократить безработицу. Такой результат достигается лишь при общем улучшении экономической ситуации в стране. А это во многом зависит от каждого из нас, от нашей обязательности, нашего трудолюбия и уважения к бизнес-партнерам, о чем я рассуждал в предыдущем номере журнала.

Безработица — явление крайне негативное, но в целом улучшить ситуацию вполне возможно. Человечество справлялось и не с такими проблемами.

Искренне ваш,
Андрей Братчун, главный редактор