Повышение зарплаты и развитие соцпартнерства

26 ноября 2010 года в здании правительства Красноярского края состоялась краевая трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений.

Повышение заработной платы …Быть или не быть?

Первым на комиссии был рассмотрен действительно актуальный и жизненно важный для многих жителей края вопрос – «О принимаемых сторонами социального партнерства мерах по повышению реальной заработной платы».

Светлана Симонова, заместитель министра экономики и регионального развития Красноярского края рассказала об итогах, к которым край пришел к концу 2010 года. «Даже в сложной ситуации экономического кризиса социально-экономическое положение края на фоне других регионов России остается устойчивым. Основа этой устойчивости – реализация на территории Красноярского края крупных инвестиционных проектов. Только за последние 5 лет инвестиции в экономику края увеличились в 2,2 раза, в целом по России этот показатель ниже. Среди регионов СФО по объемам инвестиций Красноярский край занимает первое место, среди субъектов РФ – восьмое. В текущем году организациями края освоено 180 миллионов инвестиций в основной капитал.

На территории края реализуются крупные инвестиционные проекты. Один из них – комплексное развитие Нижнего Приангарья.

  • Первый этап реализации данного проекта – строительство Богучанской ГЭС мощностью 3000 мгВт, алюминиевого завода с производственным потенциалом 600 тысяч тонн алюминия, лесопререрабатывающего комплекса, способного давать 850 тонн целлюлозы и 800 тонн пиломатериалов в год.
  • Второй этап – развитие юга Эвенкии на основе разработки нефтегазового месторождения и западной части Нижнего Приангарья за счет реализации краевых проектов в области энергетики и промышленности.

Важный инвестиционный проект – освоение Ванкорского месторождения. Добыча нефти на месторождении началась в августе 2009 года, в текущем году уже было добыто 12 млн. тонн нефти, а на пике добычи планируется свыше 25 млн. тонн в год. Также на территории края реализуется еще один проект – строительство железнодорожной линии Кызыл – Красноярск, которая имеет общую протяженность 412 километров. В лесной отрасли реализуются 7 проектов, включенных в число приоритетных.

Но перспективы развития края связаны не только с освоением его богатых природных ресурсов. Так, в инновационном секторе экономики начата работа по модернизации завода по производству полупроводникового кремния. Оплот обеспечения инновационного развития экономики региона – образовательная и научная деятельность. В 2006 году был создан Сибирский федеральный университет, который работает в тесном партнерстве с крупными компаниями, ведущими деятельность на территории края.

В последнее время в крае активно развивается инвестирование в условия и образ жизни населения, в человеческий капитал. Край привлекает государственные и частные инвестиции для строительства доступного и комфортного жилья, объектов образования и культуры. Пример – строительство перинатального и онкологического центров, центра сердечно-сосудистой хирургии, реконструкция красноярской филармонии.

Ситуация на рынке труда в крае относительно стабильна. На 24 ноября 2010 года численность безработных граждан в крае составляла 33,4 тысяч человек, что на 10,3 тысячи меньше, чем на начало года. Средняя заработная плата в 2010 году составила 21837 рублей, в среднем по России это показатель ниже – 20838 рублей. Суммарная задолженность по заработной плате в крае на 21 ноября – 41,6 миллионов рублей по17 организациям.

Достигнутая устойчивость в краевой экономике позволит в дальнейшем принимать решения, которые положительно скажутся как на поступательном развитии экономики, так и на качестве жизни жителей края», — закончила свой доклад замминистра.

— Светлана Анатольевна, вы также занимаетесь анализом заработной платы в малом и среднем бизнесе…, — обратился к докладчику Александр Лыткин, директор по развитию Союза промышленников и предпринимателей Красноярского края. — Какова средняя заработная плата в этом сегменте экономики? Ваш прогноз, что будет с заработной платой в условиях действия закона 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»?

— Да, действительно, с 2011 года налоговая нагрузка на фонд оплаты труда для работодателей существенно возрастет, – рассказала собравшимся Светлана Симонова. — Сейчас на общей системе налогообложения ставка ЕСН составляет 26%, если годовой доход сотрудника не превышает 415 тыс. рублей, с января 2011 года ЕСН перестанет существовать, его заменят взносы в Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования и Фонд социального страхования, и ставка возрастет до 34%. Тем предприятиям, которые используют режимы налогообложения «упрощенка» и «вмененка», с 2011 года тоже придется платить страховые взносы по ставке 34%.

В связи с этой ситуацией были разработаны 2 краевых закона. Первый – «О снижении налоговой нагрузки на субъекты малого предпринимательства», который дифференцирует налоговые ставки тем организациям, которые используют упрощенную систему налогообложения (доходы минус расходы). Второй — на последней сессии ЗС края был установлен максимальный облагаемый налогами доход сотрудника — 415 тыс. рублей, на уровне 2010 года. Конечно, эти меры не компенсируют в полной мере законодательные инициативы, но в рамках полномочий субъекта РФ были предприняты все меры для снижения налоговой нагрузки.

«Что касается средней заработной платы именно в субъектах малого бизнеса, то официальной информации об этом нет», — отметила замминистра. В ответ на это Александр Лыткин сообщил собравшимся, что, согласно статистике, в организациях малого бизнеса средняя заработная плата очень низкая, она составляет 10 – 14 тысяч рублей.

Следующим выступил Тарас Яскевич – заместитель председателя Союза промышленников и предпринимателей Красноярского края. Он сообщил, что на предприятиях, входящих в Союз промышленников и предпринимателей Красноярского края, минимальная заработная плата уже сейчас не меньше, чем предлагаемая на 2011 год – 5095 рублей. «Теперь, в свете вступления в силу 212 – ФЗ, речь идет не об увеличении, а о хотя бы удержании заработной платы на прежнем уровне. Мы проводим переговоры с предприятиями, для того чтобы сохранить уровень заработной платы. По итогам первого квартала и полугодия 2011 года уже можно будет вести речь и об ее увеличении». Олег Исянов, председатель Федерации профсоюзов Красноярского края, задал представителю СППКК вопрос:

— Тарас Владимирович, я знаю, что на крупных предприятиях, входящих в ваш союз, всегда практиковалась индексация размера заработной платы, как минимум, на уровень инфляции. Намерены ли вы сохранить эту традицию в следующем году?

— Да, индексация будет, но хотелось бы, чтобы и в бюджетном секторе экономики происходило повышение заработной платы, так как покупательная способность людей, работающих в бюджетных организация, влияет на экономику края в целом, — отметил Тарас Яскевич.

Андрей Гнездилов, заместитель председателя правительства Красноярского края, добавил, что возможность увеличения зарплаты бюджетников напрямую зависит от поступающих в бюджет налогов. «В этом вопросе мы все взаимосвязаны», — считает Андрей Гнездилов.

Далее с докладом по первому вопросу выступила Наталья Баранова – заведующая отделом социально-трудовых отношений Федерации профсоюзов Красноярского края.

— 54-ФЗ предоставил регионам самим определять минимальный размер оплаты труда. Вроде бы, появилась надежда, что МРОТ достигнет прожиточного минимума более быстрыми темпами. Но если в 2008 году МРОТ, установленная в регионе, был выше федерального, то в 2009 году он оказалась таким же. По нашему убеждению, размер минимальной заработной платы в крае должен соответствовать прожиточному минимуму трудоспособного населения в соответствующей природно-климатической зоне. Учитывая сложную экономическую ситуацию, Федерация профсоюзов пролонгировала соглашение о минимальной заработной плате, заключенное на 2009 год, по сентябрь 2010 года. Серьезное беспокойство вызывает дифференциация размера заработной платы как межу отраслями экономики, так и внутри предприятий. Она усиливается и приводит к социальной разобщенности общества. Понимая тяжелые условия, в которых находилась экономика в 2009-2010 годах, ряд отраслевых профсоюзов подписал с профильными министерствами соглашения, в которых мы отказались от индексации заработной платы работников на этот период. Но постоянно такое длиться не может. Цены растут, а реальная заработная плата работников падает. Глядя на то, что в бюджетном секторе заработная плата не увеличивается, некоторые частные компании продолжают замораживать заработную плату, нарушая условия отраслевых соглашений и коллективных договоров. В настоящее время сторонами социального партнерства разрабатывается проект краевого трехстороннего соглашения на 2011-2012 годы, в котором, мы надеемся, найдут отражение вопросы повышения заработной платы работников как бюджетной, так и внебюджетной сфер экономики».

Социальное партнерство в территориях

Вторым на заседании трехсторонней комиссии обсуждался вопрос «О становлении и развитии социального партнерства на уровне городских округов и муниципальных районов края, заключении в них территориальных трехсторонних соглашений».

Сергей Ледовских – заместитель председателя Федерации профсоюзов Красноярского края, отметил в своем выступлении, что общая задача власти, работодателей и профсоюзов состоит в том, чтобы обязательства краевого трехстороннего соглашения стали основой территориальных соглашений и коллективных договоров для всех руководителей, были руководством к действию для глав городских округов и муниципальных районов края. «Для этого необходимо проводить целенаправленную работу по развитию социального партнерства в территориях. В целом, в крае приняты и действуют 129 соглашений, из них краевых отраслевых – 18, отраслевых территориальных – 84 и территориальных – 27. В данное время у многих соглашений заканчивается срок действия, и необходимо активизировать работу, чтобы новые соглашения появились в городах и районах. Далеко не все из созданных в городах и районах 27 трехсторонних комиссий реально работают. Причин тому несколько. Во-первых: слабая активность сторон и недопонимание сторонами социального партнерства механизмов работы комиссий. Поэтому необходимо ездить, учить, проводить консультации. Вторая причина – отсутствие в территориях нормальных профсоюзных организаций. Иногда мы не можем найти лидеров, способных вести за собой. Поэтому наша основная задача – создание и возрождение первичных профсоюзных организаций в районах края. И я прошу объединения работодателей провести работу, чтобы не препятствовали работодатели созданию и функционированию первичек на предприятиях. Также имеет место недопонимание роли социального партнерства в развитии территорий органами местного самоуправления в районах края. Поэтому мы предлагаем внести развитие социального партнерства в перечень дополнительных показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления».

Светлана Симонова – заместитель министра экономики и регионального развития Красноярского края, высказала свое мнение по данному вопросу: «Социальное партнерство мы рассматриваем как один из важнейших механизмов в системе управления социально-экономическим развитием края. К сожалению, только в половине территорий заключены соглашения и созданы комиссии. Причем в некоторых из них комиссии существуют только формально. Наша цель – наличие и функционирование институтов социального партнерства во всех без исключения муниципальных образованиях. В марте текущего года координатором краевой трехсторонней комиссии Андреем Алексеевичем Гнездиловым в адрес глав муниципальных образований были направлены письма с рекомендациями по проведению совместно с территориальными объединениями работодателей и первичными профсоюзными организациями коллективно-договорной кампании. Необходимо на страницах журнала «Социальное партнерство. Практика региона» освещать положительные результаты по развитию социального партнерства на территориальном уровне. Считаю уместным показывать реализацию принципов социального партнерства на примере конкретных территорий, публиковать интервью с представителями территориальных трехсторонних комиссий. Пропаганда работы наших коллег в муниципальных образованиях послужит стимулом для совершенствования работы пока еще отстающих территорий. Если позволите, отвечу на предложение Сергея Федоровича Ледовских включить развитие социального партнерства в перечень показателей для мониторинга деятельности органов местного самоуправления. Сама идея мониторить муниципальные образования в разрезе предложенных показателей – наличие сторон социального партнерства, заключенных соглашений – важна и уже реализуется. Но, к сожалению, включение этих показателей в указ противоречит требованию федерального законодательства, где рекомендовано органам исполнительной власти включать в дополнительный перечень определенный круг наблюдений, например, по вопросам утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, озеленения территории, освещения улиц. Все остальные объекты наблюдений не могут быть включены нами в указ. Отмечу, что очень хорошим показателем активности социального партнерства являются итоги смотров-конкурсов, проводимых на территории края и РФ. И количество участников конкурсов ежегодно увеличивается. Я думаю, этот показатель может служить маяком, что идет положительная динамика, и в сознании представителей власти, работодателей и работников формируется понимание значимости социального партнерства». Все стороны, обсудив данный вопрос, пришли к выводу о необходимости регулярных посещений городов и районов края с целью оказания практической и консультативной помощи в становлении социального партнерства в территориях».