Услуги ЖКХ — вопрос, с которым люди сталкиваются 24 часа в сутки и 365 дней в году. Пожалуй, сейчас трудно найти более спорную сферу экономики в нашей стране, чем жилищно-коммунальное хозяйство. С вопросом о том, что происходит в отрасли, журнал «Социальное партнерство. Практика региона» обратился к эксперту — заслуженному работнику ЖКХ Анатолию МАТЮШЕНКО.
Анатолий Иванович, какова в настоящее время общая ситуация в сфере ЖКХ? В чем источник проблем?
— Сегодня сфера жилищно-коммунального хозяйства работает не в рыночных отношениях, тарифы зажаты рамками допустимого ежегодного роста в четыре с небольшим процента. И это правильно с точки зрения социальной защиты населения. Почти 50 % жителей Красноярского края получают субсидию по оплате за коммунальные услуги, что говорит о низком уровне доходов населения и о нездоровой экономике страны.
Однако средств, которые получает ЖКХ, явно недостаточно для развития отрасли, ее модернизации, реновации. Низкие тарифы приводят к тому, что работники коммунального хозяйства: дворники, уборщицы, слесари — получают низкую заработную плату, местное население эти профессии не привлекают, и компании принимают на работу приезжих-иностранцев. Это, безусловно, сказывается на качестве обслуживания, ведь если уровень профессионализма работника недостаточен, то и качество его работы оставляет желать лучшего.
Возьмем, к примеру, ситуацию с капитальным ремонтом. Большие компании не спешат заявляться на конкурс, так как прибыль там минимальна, в итоге ремонтом занимаются недавно созданные фирмы, у которых основной рабочий контингент — иностранные граждане, которые еще вчера выращивали сельскохозяйственные культуры у себя на родине, а сегодня превратились в плотников и кровельщиков. Уровень квалификации этих людей понятен. Проработав несколько лет, они, конечно, набьют руку, но первые годы работы показывают, что качество капитальных ремонтов невысокое.
Итак, с одной стороны, население не может больше платить за жилищную услугу, потому что уровень доходов населения по большей части низкий, с другой стороны, мало доходов для управляющих организаций означает низкую зарплату работников ЖКХ. Как результат — невысокое качество коммунальных услуг и непрекращающаяся критика отрасли со стороны общества. Критиковать могут все, но как в рыночных условиях, в которых живет государство, выйти из этого состояния?
— Действительно, как?
— Идеальных и быстрых решений в этом вопросе нет и быть не может. По большому счету, основная проблема ЖКХ заключается в малых доходах населения, что делает невозможным повышение тарифов. Просить денег у государства? Давайте трезво оценивать ситуацию — в бюджете нет таких средств, экономика страны находится не на высоком уровне. Потребление продукции сократилось, причем не только в России, но и во всем мире.
Что же делать? Развивать внутреннюю экономику: легкую промышленность, сельское хозяйство и другие сферы. Еще совсем недавно мы возили яблоки из Польши, из северной страны, в то время как у нас в стране есть прекрасные южные территории — Краснодарский, Ставропольский края, Волгоградская область, где яблоки урожайнее и вкуснее. Но у нас слабо организовано промежуточное звено между производителем и потребителем, которое должно обеспечивать сбор, обработку, упаковку и доставку, поэтому фрукты поступают в основном из-за рубежа.
Та же ситуация в легкой, обувной промышленности. Так, к примеру, для нашей обувной фабрики «Ионесси» подошву везут с Украины, так как в России нет предприятия, производящего эту подошву. Значит, такое предприятие необходимо создать. Надо поднимать российскую экономику.
— Какие меры, на ваш взгляд, должны быть предприняты для того, чтобы ситуация в ЖКХ начала улучшаться?
— Одним из важных шагов по развитию отрасли, на мой взгляд, является обеспечение ее прозрачности. Во многом отрасли добавляет проблем недобросовестность отдельных руководителей управляющих компаний, которые, собирая с населения деньги за услуги, не передают их поставщикам коммунальных ресурсов. Таких компаний немного, большинство управляющих организаций добросовестно выполняют обязательства, но горстка нечестных людей добавляет свою ложку дегтя и подрывает доверие населения ко всей системе коммунального хозяйства.
Для того чтобы сделать систему прозрачной, есть поручение губернатора и постановление Законодательного собрания края о создании расчетно-кассовых центров. Главная идея расчетно-кассового центра — одна квитанция за всё: газ, свет, тепло, вывоз мусора, капремонт и домовые нужды. А главное — один счет, куда перечисляются деньги. И уже с него суммы уходят ресурсоснабжающим и управляющим организациям. В настоящее время в Красноярске функции такого оператора выполняет «Красноярскэнергосбыт», который имеет свою производственную базу, базу данных собственников, и ему нужно лишь добавить к действующим квитанциям за электроэнергию другие виды услуг. Однако на этом рынке имеют право заявиться и другие центры, составив «Энергосбыту» конкуренцию.
На мой взгляд, добросовестные участники жилищно-коммунальных отношений от этих нововведений только выиграют. Население получит удобное и качественное обслуживание. Затраты на содержание единого расчетно-кассового центра не лягут на плечи населения, так как в тарифы, которые действуют на данный момент (будь то вода, отопление или содержание жилья), уже включены затраты на содержание расчетно-кассовых центров, то есть, проще говоря, население уже за это платит управляющим компаниям.
Ресурсоснабжающие организации приобретут единую базу данных, которая не будет зависеть от смены УК, своевременное зачисление всех поступивших от населения денежных средств и эффективный механизм работы с неплательщиками.
Управляющие компании снизят свои издержки на организацию работы, с них снимаются расходы на начисление, печать квитанций и их рассылку, обслуживание расчетного счета и т. д., из которых компании могут оплачивать услуги оператора, а также у них будет больше времени на свою хозяйственную деятельность. Уйдет существующее внутреннее противоречие между ресурсоснабжающими организациями и обслуживающими, когда из-за жильцов-неплательщиков образуются большие долги управляющих компаний перед ресурсоснабжающими. Тема сбора платежей сложная во всем мире, однако если в развитых странах уровень собираемости платежей составляет 97—98 %, у нас он — 92—95 %.
Муниципалитеты же получат инструмент контроля за состоянием расчетов населения за поставленные ресурсы.
По закону жители должны принять решение о переходе к единой квитанции, проголосовав на общем собрании. Необходимо, чтобы «за» высказались 50 % жителей плюс один голос. Закон предусматривает очно-заочную форму голосования. Пока эта работа в Красноярске проведена слабо. «Муниципальная управляющая компания Красноярская» первой приступила к реализации проекта, сейчас единые платежки получают жители 39 домов.
Да, прозрачность в ЖКХ сама по себе не добавит отрасли денег. Но это — шаг к тому, чтобы отношение общества к жилищно-коммунальному хозяйству и работающим в нем людям стало более позитивным.