Аристотель — великий древнегреческий философ и ученый — создал науку о движении, которая очень логично и понятно постулировала основные законы мироздания. Его учение не подвергалось сомнению и признавалось всеми почти 2000 лет. И при этом оно было абсолютно ошибочным! Только гений Ньютона навел в этой области знаний порядок, что сразу дало толчок цивилизации машин и механизмов, основанной на открытых им законах классической механики. Господствуй до сих пор воззрения Аристотеля, мы и сейчас ходили бы пешком.

Вот, собственно, об этом и хочется сказать в настоящей статье. Именно состояние образования и науки во многом определяет успешность социально-экономического развития региона. Конкурентоспособность — это самое главное, что сегодня определяет потенциальный уровень благосостояния в регионе, и всю энергию необходимо направлять именно на ее повышение. А это как раз то, что создается образованием и наукой. Поэтому я бы вместо многих предложений в разных областях основное внимание уделил именно первоочередным вопросам развития образования и науки в нашем регионе, понимая, что именно это может системно изменить ситуацию и во всех других областях.

А что вообще можно сделать на региональном уровне? Ведь возможности для маневра в регионе ограничены, с одной стороны, федеральными законами, а с другой — региональным бюджетом. Это, конечно, очень небольшая степень свободы, именно поэтому здесь никакие радикальные изменения и невозможны, они упрутся или в первое, или во второе ограничение. То, как решается проблема повышения качества образования в Красноярском крае, и есть основная тема нашего осеннего номера.

Вклады в образование — одни из тех инвестиций, которые не приносят прямого дохода. Несмотря на это, инвестиции в образование актуальны в любые времена, будь то кризис или период относительной стабильности. Потому что, вкладывая в образование, страна создает свое будущее.

Искренне ваш,

Андрей Павлович БРАТЧУН, главный редактор

Нас с детства приучали к мысли, что наше здоровье — забота медицины, что именно к врачу нужно бежать в случае малейшего нездоровья. Что ж, вероятно, какой-то наивный идеалист-утопист когда-то давно именно так всё и задумал. Вероятно, это должно было работать. Но, увы, не всегда работает.

Да, врач давал клятву Гиппократа; да, он долго учился; да, он имеет большой опыт… Да, мы сохранили настоящую медицину, которая осталась искусством. Уметь рисовать и быть художником — разные вещи. Окончить медицинский институт и стать врачом — не одно и то же. За рубежом огромные средства превратили медицину в техническую специальность: высочайшая оснащенность клиник и уровень обследования заметно упростили процесс принятия любых решений — и диагностических, и терапевтических, и организационных. Не надо умничать! Результаты обследования свидетельствуют о том, что... Вот вам и диагноз. А лечить эту болезнь следует так: а)...; б)...; в)... Остается лишь добросовестно следовать инструкциям.

Но у нас всё иначе, всё держится на личности врача, который чувствует, угадывает, лечит и вылечивает.

Но человеческий фактор не исключает возможности ошибки. Официальную статистику врачебных ошибок в нашей стране никто не ведет. Зато не скрывают тревожных данных социологи. В прошлом году фонд «Общественное мнение» провел опрос населения, респондентам был задан вопрос: были ли у вас или у ваших близких случаи, когда врач ошибался в диагнозе или неправильно назначал лечение? Результаты оказались красноречивыми: 42 % людей ответили утвердительно. Объективности ради отметим, что врачебные ошибки случаются во всех странах. Но в США или Франции их доля составляет 3—4 %, а у нас — свыше 40 %, то есть в 10 раз больше.

Почему это происходит? Во-первых, наши медицинские технологии и оснащение больниц далеки от западных. Во-вторых, наши врачи замотаны огромной нагрузкой. По данным краевого министерства здравоохранения края, укомплектованность врачами в регионе составляет 60 %, то есть на каждого врача приходится почти двойной объем работы.

В сложившейся ситуации я вижу только один выход. Перефразируя знаменитую фразу о спасении утопающих, можно сказать так: «Исцеление больных — дело рук самих больных». Я ни в коем случае не призываю никого навсегда отвернуться от традиционной медицины и начать усиленно испытывать на себе последние достижения древних целительских практик индейских племен. Но есть такая штука, как здоровый образ жизни. Несмотря на заезженность фразы, в ней заключен огромный смысл. Здоровая пища, достаточная подвижность, подходящий именно вашему организму режим сна и отдыха, добрые отношения с окружающими, возможность творческой самореализации, чистая совесть (да-да, и это тоже…). Вот, собственно, и всё. Если вы сможете всё это себе обеспечить, ни одна болезнь не выдержит такого беспредела. 

Что ж, думаю, на сегодня достаточно слов. Я искренне желаю, чтобы все болячки обходили вас стороной и чтобы всё написанное выше было для вас не актуально.

Искренне ваш,

Андрей Павлович БРАТЧУН, главный редактор

Вот и дождались мы с вами весны! На улице тепло, солнце светит, снег растаял и «лед тронулся, господа присяжные заседатели» во всех смыслах этого выражения.

Весна — пора перемен. В это время года человеку хочется изменений и обновлений — программа, видимо, такая в головах у нас заложена. А обновление означает избавление от чего-то старого, испорченного, ненужного, тормозящего. Очищение от всего лишнего и наносного — будь то пыль, грязь, мусор или плохие мысли.

Единственное, что напрягает (думаю, не только меня), так это повсеместная грязь, повылезавшая вместе с уходом снега в парках, во дворах, на улицах. Идешь по городу и думаешь: зачем мы так гадим сами себе! И хочется выразить свои мысли в крепких «народных» выражениях. Думаю, не одному мне.

Вероятно, во всем виновата наша «зона комфорта». Есть общеизвестное мнение, хорошо описанное дизайнером  Артемием Лебедевым: у каждого человека есть зона комфорта, которая гораздо больше влияет на разницу в уровне жизни граждан, чем материальное благосостояние страны. У человека, живущего в Европе, зона комфорта распространяется дальше, чем его квартира: она захватывает лестничную площадку, дворик, улицу, квартал. В России традиционно зона комфорта заканчивается у человека его входной дверью. Обивка, которую он сделал себе на дверь, еще будет входить в зону комфорта, а вот сантиметр от порога уже нет. Люди у себя дома и уберут, и почистят, а вот на тех просторах Вселенной, где уже «не мое» — пусть убирают те, для кого это «мое».

Вот и «радует» глаз все то, что наш народ поел-попил-покурил и где стоял, там и оставил. Я не бросаю мусор на улице. Никогда. И не понимаю тех, кто отпускает в вольный полет окурок, бутылку, обертку, — это же просто чудовищная нелюбовь к своему родному городу, улице, двору.

Давайте расширим свою зону комфорта! Хотя бы чуть-чуть. Но ежедневно. Увидел — раздражает — убрал. И пусть спасибо никто не скажет, но жизнь станет лучше. Город — краше, люди — приветливее. Принцип «Хочешь изменить мир — начни с себя» еще никто не отменял, и какой будет она, твоя личная зона комфорта, зависит только от тебя...

 

Искренне ваш,

Андрей Павлович БРАТЧУН, главный редактор

«Здоровье — это еще не всё, но всё — ничто без здоровья». В знаменитом изречении древнегреческого философа Сократа наиболее емко отражена основная тема этого номера журнала — мы предлагаем поразмышлять на тему здоровья и спорта.

Большой спорт уже давно стал частью мировой политики, и международный престиж страны зависит не только от уровня развития ее экономики и мощи вооруженных сил, но и от того, насколько успешно ее лучшие спортсмены выступают на международных соревнованиях. Но спорт высших достижений, как известно, вырастает из массового спорта.

Современному человеку не хватает движения. Вряд ли кто-нибудь станет отрицать огромное значение физической культуры в обществе. В спортивных клубах занимаются миллионы людей независимо от возраста. Физические тренировки для подавляющего большинства из них — не самоцель, а катализатор жизненной активности, инструмент прорыва в область интеллектуального потенциала и долголетия.

Развитие массового спорта стране так же необходимо, как развитие науки, культуры и образования. Причем спорт в первую очередь должен быть доступным, представители всех слоев населения должны иметь возможность заниматься той или иной физической активностью, в том числе и бесплатно. И в этом направлении в Красноярске и крае в последнее время появилась положительная тенденция.

Однако еще есть проблема — недостаточная популяризация и пропаганда физкультуры, спорта, здорового образа жизни. Внедрение обществом в сознание людей простой мысли о необходимости регулярной физической активности необходимо начинать с дошкольного возраста. Этим просто обязаны заниматься средства массовой информации, детские сады, средние и высшие учебные заведения. Физкультура как обязательный и важнейший предмет, начальная военная подготовка, те же нормативы ГТО должны стать в нашей стране не пустой формальностью, а эффективным инструментом физического и нравственного воспитания молодого поколения.

Понятия «спорт» и «досуг» должны связаться в сознании людей воедино, стать идеей и культурой нации. Этого практически добились западные страны, многое в этом направлении делалось у нас в советское время. Этого необходимо добиться и в новой, демократической России.

Искренне ваш,

Андрей Павлович БРАТЧУН, главный редактор

Андрей Павлович БРАТЧУН, главный редакторС раннего детства мы привыкли слышать от родителей наставления о важности получения образования. Эта мысль автоматически транслируется и нашим детям. При этом немногие задумываются о том, что же такое образованность. Это ведь не просто «корочка» об окончании института и не набор «необходимых» знаний?

Вообще слово «образование», как и многие другие слова родного нам языка, уже наполнено исчерпывающим смыслом. Ведь образовывать, по сути, — это придавать завершенный целостный образ. В свою очередь образ можно охарактеризовать как нечто неделимое, как набор взаимосвязанных характеристик. На мой взгляд, этот первоначальный смысл и определяет основную цель образования — формирование целостной личности человека. А процесс формирования личности предполагает и получение человеком энциклопедических знаний, и формирование морально-этических норм, и погружение в определенную сферу практической деятельности.

Становится понятным, что образованность необходимо воспринимать шире, чем обладание конкретными знаниями в одной или нескольких узких областях. Несомненно, образованным человеком нельзя считать того, в ком не развиты воспитанность, интеллигентность, человечность…

Читая эти строки, кто-то может заподозрить автора в излишнем пафосе. Действительно, современный стремительный мир не терпит рассуждений о высоких материях. Но давайте представим, что ученика вооружили прочными знаниями, научили его выбирать на экзамене правильный ответ, ставя галочку рядом с «да», «нет» и «не знаю», но забыли вдохнуть в него ценностное содержание. Пугающим выглядит мир, населенный бездуховными, циничными, но при этом высокоинтеллектуальными людьми, не так ли?

Как и многие, я считаю, что образование — это путь к свободе и благосостоянию. Отличное образование получают дети, которым удается вырасти свободными, сохранить способность к самостоятельным суждениям и интерес к получению знаний. Мы не знаем, какие именно специальные навыки понадобятся нашим детям в будущем. Мир так быстро меняется, постоянно появляются новые профессии и исчезают старые. Умение быстро считать и каллиграфический почерк пригодились бы офисным сотрудникам в середине XX века, но явно окажутся недостаточными для людей XXI века.

Вряд ли возможно представить, каким будет мир через 20—30 лет. Главное, чтобы в этих новых обстоятельствах у наших детей хватило веры в себя и любопытства, чтобы сделать правильный выбор. Вот к этому, по идее, и должна их готовить система образования.

Искренне ваш,

Андрей Павлович БРАТЧУН, главный редактор